Posted 19 декабря 2014,, 15:26

Published 19 декабря 2014,, 15:26

Modified 12 ноября 2022,, 14:47

Updated 12 ноября 2022,, 14:47

Безумный ажиотаж подходит к концу

19 декабря 2014, 15:26
Потребительский «аврал», сметающий товары с полок магазинов, близится к завершению. Эксперты полагают, что к концу декабря — после январских каникул наступит спад покупок. А в нормальный ритм потребительский спрос придет к весне следующего года.

Бум покупок автомобилей, бытовой техники, электроники, мебели и других «долгосрочных» товаров, спровоцированный ростом курсов доллара и евро, продавцы фиксировали еще в ноябре этого года. Но самыми «жаркими» днями стали первые дни этой недели.

Аналитик QB Finance Мадина Абаева (Москва) говорит, что ажиотажный спрос на дорогостоящую бытовую и цифровую технику сейчас находится на пике, что связано исключительно со стремлением населения потратить или вложить (хотя сложно назвать такие траты вложением) собственные рублевые накопления на фоне ускорившейся девальвации. По ее словам, большинство производителей техники, автодилеры и ритейлеры уже давно объявили о повышении цен в декабре и январе в пределах 15%, а это в свою очередь стало отмашкой к началу паники среди потребителей.

Преподаватель факультета менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород) Дмитрий Сидоров сегодняшний потребительский бум объясняет новогодними бонусами и премиями, которые в это время выплачивают работодатели. Обычно эти деньги направляются на празднование Нового года: закупку еды, выпивку, развлечения (фейрверки, рестораны, корпоративы, приглашение артистов). Но в этом году у event-рынка огромное падение: средства граждан пошли на закупку товаров.

Еще одним источником скачка потребительского спроса Сидоров называет деньги, отложенные на новогодние зарубежные путешествия, которые теперь также перенаправлены на покупки. «Потребители понимают, что если не купят бытовую технику, электронику, автомобили, мебель и другие товары сейчас, потом они подорожают», — объясняет Сидоров поведение покупателей.

«Очень неудачно, что кризис случился перед Новым годом, — это обострило ситуацию. Ведь обычно на конец года приходятся различные выплаты по бюджету, премии, повышение потребительского спроса перед праздниками. А после Нового года будут опустошенные полки магазинов, которые надо заполнять», — добавляет эксперт-консультант по потребительскому рынку Вадим Носов (Москва).

По словам Дмитрия Сидорова, покупать «четвертый телевизор» будет невыгодно: магазины уже приостановили закупки нового товара, значит, ожидают падения спроса. Он полагает, потребительский ажиотаж закончится в течение январских праздников 2015 года. А Вадим Носов считает, что повторится сценарий 2009 года: потребительский ажиотаж утихнет до Нового года, ведь люди уже отнесли почти все свои деньги в магазины и обменники.

Мадина Абаева добавляет, что потребительский бум в текущей ситуации крайне ограничен во времени и закончится уже к концу новогодних каникул или даже раньше. «По большому счету, все зависит даже не от того, как долго ритейлеры будут поддерживать цены на прежнем уровне, а в их запасах, которые в скором времени совсем иссякнут. Новые поставки приведут к росту цен, что естественным образом сгладит скачок спроса на дорогостоящие товары», — говорит она.

«За пиком потребительской активности — в январе — конечно же, наступит некоторый спад», — говорит Сидоров. Нормализацию потребительского поведения эксперт прогнозирует к февралю-марту 2015 года при условии стабилизации курсов евро и доллара. Носов добавляет, что после новогодних каникул полки магазинов будут пусты, спрос на валюту поднимется, она пойдет в рост, потому что предпринимателям придется закупать новый товар. «Устаканится» все на финансовом рынке, по его мнению, к марту.

Екатерина Чичурина

"