Posted 19 августа 2015,, 15:10

Published 19 августа 2015,, 15:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:34

Updated 12 ноября 2022,, 14:34

Отсечение второй головы

19 августа 2015, 15:10
Реформа органов МСУ, которую активно лоббировало нижегородское правительство, дала сбой. Двуглавая система управления оказалась не столь эффективной и, более того, привела к конфликту исполнительной и представительной власти в Нижнем Новгороде. На носу новые выборы в гордуму. Чтобы исправить положение, в Законодательное собрание был внесен законопроект, отсекающий, так сказать, одного главу, сосредоточив все полномочия в руках руководителя администрации.

Инициатор изменений честно признался, что в Нижегородской области двуглавая модель управления МСУ ни к чему хорошему не привела. «В свое время я лично поддерживал введение данной системы, однако она себя не оправдала. Возникает очень много конфликтов», – сказал парламентарий.

Социолог Евгений Семенов в беседе с ИА «НьюсНН» отметил, что данный законопроект является обязательной процедурой ратификации субъектом федерации федерального законодательства. По его словам, предложенная модель, в отличие от двуглавой системы управления, концентрирует большинство властных полномочий в руках одного человека – главы МСУ. В итоге вся полнота исполнительной власти будет сосредоточена у прошедшего по конкурсу кандидата. В ведении председателя думы останется только законодательная деятельность, при помощи которой, однако, он все-таки сможет влиять на процесс управления городом.

Очевидно, что законопроект готовился в спешке, да и сам Валерий Осокин не скрывал надежды на его принятие сразу в двух чтениях на заседании областного парламента 27 августа.

Парламентарии уверены, что данный законопроект требует более детального рассмотрения не только с их стороны, но и со стороны общественности. Кроме того, свое мнение еще не выразила областная прокуратура. На заседании присутствовал и глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, также призывавший депутатов не спешить с решением.

«Во-первых, я бы хотел отметить, что двуглавая система как таковая не упраздняется. Как были исполнительная и представительная структуры власти, так они и остаются. Вопрос в том, какие различные группы влияния определяют выбор главы администрации города. Смысл данной законодательной инициативы, видимо, сводится к тому, чтобы усилить возможности влияния со стороны губернатора и одновременно с этим ослабить влияние со стороны депутатов городской думы. Связано это с тем, что в последние годы депутаты являются частью муниципальных конфликтов», – заявил политолог Андрей Дахин.

При этом эксперт уверен, что ключевым инструментом в решении таких конфликтов должна стать партийная дисциплина. Большинство депутатов гордумы являются членами той или иной партии. Между тем события последнего времени показывают, что группируются депутаты не по принципу партийной принадлежности, а по принципу бизнес-интересов.

«В идеале стоило бы подумать о возвращении прямых выборов главы МСУ. Потому что в нынешней ситуации муниципального управления есть явный дефицит влияния со стороны населения на деятельность главы муниципального образования», – считает Дахин.

Социолог Александр Прудник также придерживается мнения, что население крупных городов действительно ориентировано на то, чтобы самостоятельно избирать главу местного самоуправления. Он уверен, что рано или поздно это случится, но столь ответственное решение приниматься будет не на региональном уровне, а высшим руководством страны.

«Проблема управления МСУ в городах действительно существует. После проведенной реформы вдруг оказалось, что единая по всей стране система управления оказалась сломана. Да и функционирует она совершенно по-разному. В итоге само население не понимает, кто же на самом деле управляет городом», – отметил Александр Прудник.

Евгений Семенов при этом склоняется к выводу, что региональные власти предпочитают контролируемый процесс избрания глав МСУ, где они точно уверены, что городом будет управлять человек, которому доверяет губернатор и который зарекомендовал себя с точки зрения сложившейся политической системы.

«Этот законопроект продолжает тенденцию вертикализации власти, начатую еще в начале нулевых», – подытожил эксперт.

Ольга Новикова


"