Posted 19 мая 2021,, 07:21

Published 19 мая 2021,, 07:21

Modified 3 ноября 2022,, 19:19

Updated 3 ноября 2022,, 19:19

Бизнес на БАДах: кто составляет формулу здоровья для россиян?

Бизнес на БАДах: кто составляет формулу здоровья для россиян?

19 мая 2021, 07:21
Фото: 1mi
В России произошел взрывной рост продаж препаратов для поддержки иммунитета на фоне пандемии. Однако общее потребление биологически активных добавок все еще далеко от уровня развитых стран. NewsNN выяснил, почему так происходит и кто составляет для людей формулу здоровья.

Нижегородцы отстают?

Последние 15-20 лет рынок биологически активных добавок развивается очень динамично. Увеличивается ассортимент и зона распространения БАДов. Все больше становятся популярны онлайн-продажи. В общем обороте продукции на них приходится более 20%. Все это оказывает влияние на состояние региональных рынков, в том числе и на нижегородский. Особенно в пандемию.

В Нижегородской области всего несколько предприятий, которые производят БАДы. Самые заметные — «Биофит» и «Нижфарм». Местные жители не являются очень активными потребителями добавок, хотя недавно в аптеках отмечался ажиотажный спрос на отдельные БАД. Например, на содержащие аскорбиновую кислоту, витамины и др.

Заведующий кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ФГБОУ ВО «ПИМУ» минздрава России, доктор фармацевтических наук, председатель «Нижегородской ассоциации фармацевтов» Светлана Кононова рассказала NewsNN, что на выбор конкретной БАД влияют многие факторы.

«Личный опыт потребителя, предпочтение форме (мази и настойки в большей степени предпочитают люди старшего возраста), степень доверия производителю. Исследования показывают, что 52% потребителей БАДов — это люди молодого и среднего возраста, 48% — старшего», — отметила специалист.

По ее словам, всем поголовно принимать добавки нельзя. Препараты противопоказаны людям с хроническими заболеваниями. «Необходимо посоветоваться с врачом. Если потребитель здоров, он может получить консультирование у провизора аптеки. Каждый, кто собирается использовать БАД должен помнить о том, что БАД — не лекарственный препарат и система контроля качества БАД менее детальна», — заявила Конова.

Ситуация на российском рынке

Российский рынок БАДов вырос в прошлом году на 17% до 74 млрд рублей. Основные доли занимают общеукрепляющие добавки и препараты для улучшения пищеварения. Также лидерами являются БАДы, успокаивающие нервную систему, положительно влияющие на репродуктивные функции и укрепляющие кости. Меньше четверти рынка приходится на остальные активные добавки.

По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, сейчас люди уже понимают, что такое биологические добавки. «Они добавляются к пище, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины», — отметил он.

При этом буквально пять лет назад доминирующая доля БАДов приходилась на российский бизнес. Теперь на этот рынок зашли зарубежные компании. Например, из США. Также поменяется и основной потребитель. Если раньше это были люди старше 45 лет, то сейчас сегмент увеличивается за счет молодых людей.

Крупнейший игрок

Самым крупным участником отрасли является компания «Эвалар», которая занимает 16% российского рынка. Еще 30 лет назад организацию основала научный сотрудник Лариса Прокопьева. Изначально «Эвалар» производил промышленно очищенное мумие, смесь растений, пчелиный яд. Сегодня же они создают около 300 наименований БАД и 27 лекарств. На биологически активные добавки приходится 80% продаж компании. «Эвалар» отдает предпочтение технологии полного цикла. То есть он отвечает за продукт от поля до аптечной полки.

Потребители очень ценят такую технология, считает председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева (дочь основательницы компании). «Порядка 30% брендов у нас идет с использованием собственного сырья. Мы им хорошо обеспечены. Безусловно, это позволяет управлять ценой. Потребители любят, когда производитель контролирует полный цикл прохождения», — подчеркнула она.

Например, в Бийске производят капсулы с рыбьим жиром «Омега-3» — это один из самых популярных продуктов современности. Оболочку из желатина и водно-глицериновой смеси варят четыре часа. Начинку из рыбьего жира, витамина Е, токоферолов просто смешивают. Свежие капсулы получаются мягкими, они затвердевают в шести сушильных барабанах. После чего еще семь дней до фасовки «Омега-3» досушивается.

Новые требования времени

Совсем недавно растворимые капсулы сменили таблетки. Сейчас популярными становятся новые формы БАДов. Например, молодежи нравятся шипучие витамины и жевательный мармелад. А производители биодобавок все чаще ставят во главу угла предпочтения поколения Z. Его представители готовы системно покупать БАДы. При этом продажи все больше уходят в интернет.

Напомним, что с начала 2021 года в России отменили запрет на онлайн-продажу БАДов. Однако правила электронных торгов пока не сформированы. «У нас нет единых правил, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им не подсовывали подделку. Мне кажется, надо вести интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети», — заявил Катырин.

Вместе с этим доля импорта на российском рынке растет и на легальной полке. Больше половины продаж в денежном выражении в прошлом году пришлось на товары из США, Германии, Индии и прочих стран. В упаковках 80% — пока за отечественными БАДами. Но это — лукавая цифра, ведь многие зарубежные бренды производятся в РФ по контракту.

Например, в поселке Вольгинский Владимирской области есть компания «ВТФ». Она вложила 1,5 млрд рублей в модернизацию известного в Советском Союзе завода биопрепаратов и смогла работать с более чем с 10 российскими и зарубежными заказчиками. Сначала фирма наладила контрактное производство, а позднее перешло на свои продукты.

Сейчас «ВТФ» выпускает БАДы для детей и взрослых, витаминно-минеральные комплексы. Интересным продуктом является гематоген в форме желе. Пока доля собственных брендов в выручке компании не очень большая. Но за пять лет организация намерена вывести показатели до 50%.

Как рассказал генеральный директор «ВТФ» Александр Овчинников, в работе используются действующие биологические вещества или создаются новые компоненты. «Если мы должны разработать собственную методику анализа, то и затраты могут быть в разы больше. Это может быть и млн, это может быть и 5 млн рублей», — сообщил он.

А вот компания «Промед» из Пермского края не занимается контрактным производством. Она сконцентрировалась на одной добавке — одноименном бальзаме на основе меда. БАД имеет 30 показаний к применению. Он помогает развивать память, справляться с простудой и заживлять раны. Хоть в 2020 году выручка компании выросла в два раза до 6 млн рублей, но ее продукция практически не попадает дальше регионального рынка.

При этом «Промед» решил не делать широкую линейку БАДов, а дополнительно заняться пищевой промышленностью. «Мы делаем продукты на основе чаги, живицы и напитки на основе меда. Рост производства БАД — 5-10% в год. А остальные, например, продукты на основе чаги — 20-25% в год», — рассказал исполнительный директор компании «Промед» Иван Чебан.

Нужна ли маркировка?

С апреля в России начался эксперимент по маркировке добавок. Таким образом власти намерены бороться с фальсификатом. Однако участники рынка против нововведения. По их данным, это может привести к стремительному росту цен. Торгово-промышленная палата разделяет опасения бизнеса.

Сергей Катырин считает, что маркировка приемлема только для сложной дорогой продукции. «Для 150-рублевой упаковки — возрастание стоимости на четверть. Надо понимать, а стоит ли овчинка выделки, стоит ли таким образом этот рынок регулировать?» — подчеркнул президент ТПП России.

Рынок БАДов продолжает расти в России. Хотя до сих пор добавки принимает лишь каждый шестой житель страны. На регулярной основе это делают только три человека из ста. Участники отрасли надеются, что власти создадут механизмы защиты от нелегальных препаратов. Тогда каждая покупка БАДа в аптеке или интернете станет осознанной.

"