Posted 18 ноября 2014,, 08:12

Published 18 ноября 2014,, 08:12

Modified 12 ноября 2022,, 15:02

Updated 12 ноября 2022,, 15:02

Нам нужен НЭП

18 ноября 2014, 08:12
Темой для обсуждения на последнем заседании Эксперт-клуба стал региональный бюджет 2015 года. Тема традиционная для конца года, но в реалиях и перспективах сегодняшнего дня обретающая болезненную остроту. Обнаруженные в ходе разговора противоречия и проблемы бюджетного процесса требуют, думается, политического анализа.

Конечно, разговор о состоянии и перспективах областного бюджета — лишь повод для серьезного размышления о положении в регионе и стране. Эксперты, среди которых были Александр Шаронов, Марк Фельдман, Василий Козлов, Михаил Гапонов, Константин Печников, Михаил Теодорович и Павел Солодкий, это прекрасно понимали и, надо отдать им должное, от прямого разговора не уходили. В основном они говорили о том, что в условиях развивающегося экономического кризиса, обусловленного падением цен на основные источники доходов, сокращением инвестиционных возможностей и ростом курса доллара, приводящих к снижению налоговых поступлений и росту инфляции, еt cetera, практически невозможно составить реальный бюджет.

Александр Шаронов изящно назвал этот бюджет «техническим», показав, что он не только профессионально разбирается в вопросах экономики и финансов, но неплохо ориентируется и в спиндокторинге. Михаил Гапонов пошел еще дальше. Уточняя свое заявление о том, что «к 2017 году область выйдет на профицитный бюджет», он продемонстрировал тонкий английский юмор, сообщив, что «профицитный бюджет — это один из множества сценариев». Шутник, правда, забыл упомянуть, что к верстке подобного бюджета необходимо привлечь таких сценаристов, как Андерсен, Афанасьев и Шарль Перро, но в целом развлек публику достойно.

Если же вывести за скобки обязательную программу состязаний в изящной словесности, с блеском продемонстрированную экспертами, и вернуться к сути, то необходимо признать, что региональной власти сейчас не позавидуешь. Представленный бюджет не только не отвечает вызовам времени, но и во многом даже не отражает их. Это не бюджет, это шаблон, план, бюджетная матрица. Однако не принять его они не могут: это только осложнит ситуацию с финансированием региона. Власти вынуждены принять бюджет, который начнет трещать сразу после принятия и станет скорее бюджетом выживания, нежели развития.

Очевидный, хоть и печальный прогноз был подтвержден сообщением Фельдмана о том, что в предстоящем году город планирует увеличить долговые заимствования еще на 20% и довести их до 70% от суммы годового бюджета города. Понятно, что перед нами вынужденная реакция на кризис, но парадокс состоит в том, что власти даже не могут принять антикризисный бюджет. Они не могут изменить структуру бюджета и его принципы, сделав основной финансово-экономический документ более гибким и чувствительным к тем проблемам, которые уже начали нас накрывать. Они закованы в Бюджетный кодекс, как в испанский сапожок, и у них нет ни инструментов, ни возможностей повлиять на бюджетный процесс. И вот здесь возникает основной вопрос: почему? Вопрос этот не столько финансово-экономический, сколько политический.

Очевидно, что сложившаяся ситуация — это следствие несовершенства управленческой модели, получившей в нашей стране метафорическое определение «вертикаль власти», а по сути являющейся административной моделью. Жесткость этой модели, с одной стороны, порождает подавление всяческой инициативы и иждивенчество нижестоящих структур, а с другой — совершенно игнорирует систему обратной связи. Развивающийся внутриэкономический кризис, обусловленный действиями России на международной сцене, со всей очевидностью проявил негибкость отечественной политической системы управления. Патовая ситуация с бюджетом обнаружила удивительно знакомую ситуацию, при которой «низы не могут, а верхи не хотят». Одни не обладают правом что-то менять, хотя и видят в этом необходимость, другие не обладают слухом, чтоб понять необходимость перемен, хотя и обладают возможностями и ресурсами для антикризисных действий.

Сложившаяся ситуация легко трансформируется в революционную, которая при явной заинтересованности в этом влиятельных международных игроков не кажется такой уж невозможной. Что же делать? В условиях политической и экономической изоляции России нужна новая экономическая политика. Как ни парадоксально это прозвучит, но настало время реальной либерализации экономики и политики. Будучи консерватором по природе своей, вынужден заявить, что нам нужен НЭП и новый парад либералов. Иначе нас ждут печальные времена. Для начала, например, придется отказаться от электрификации всей страны.

Евгений Семенов

"