Posted 17 октября 2019, 07:47
Published 17 октября 2019, 07:47
Modified 3 ноября 2022, 18:41
Updated 3 ноября 2022, 18:41
Инцидент с православным центром произошел 7 октября. Одна из стен здания по адресу Суетинская, 29 съехала вниз по склону. На следующий день на сайте РПЦ появилось сообщение, что обрушение произошло «из-за работ по укреплению фундамента». Дом 19 века имеет пристройку 20 века, которую подмывали подземные воды, заявили в церкви.
Епархия начала работы по водоотведению, созданию дренажной системы, укреплению фундамента и склона. Планировалось откопать здание из полутораметровой толщи грунта, вернув ему исторический облик. Это привело к обрушению стены. Дом отключили от коммуникаций. Назначена экспертиза, которая покажет, как восстановить стены и сохранить постройку.
В Управлении госохраны объектов культурного наследия (УГО ОКН) по Нижегородской области сообщили, что в марте выдали епархии задание на проведение работ по сохранению дома, но научно-проектная документация на согласование к специалистам не поступала. В ведомстве и региональной прокуратуре устанавливают обстоятельства произошедшего и виновные лица.
До 2010 года дом 19 века на Суетинской принадлежал администрации Нижнего Новгорода, а потом был передан в безвозмездное пользование Нижегородской епархии. Он обладает статусом объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения.
Оставляют догнивать
Это не единственный случай в Нижнем Новгороде, когда РПЦ получила ОКН, но не выполняла обязательства по их охране. В мае текущего года был полностью уничтожен дом № 31 на улице Грузинской в центре города. Епархия стала его собственником в 2018 году, взяв на себя обязательство провести реставрацию. Но вместо этого решила построить новодел из пеноблоков.
Градозащитники обращались в полицию, однако в возбуждении уголовного дела было отказано. В епархии не признают, что совершили противоправные действия, а работы на Грузинской называют «реставрацией». В ответ на запрос NewsNN там сообщили, что «согласно проекту, исторический облик здания будет полностью сохранен».
Нижегородская митрополия планировала снести дом № 2 на улице Славянской, чтобы разместить там просветительский центр, воскресную школу и жилые помещения для сестер Дивеевского монастыря. В епархии настаивали, что дом аварийный и восстановить его невозможно. Он был признан аварийным в 2007 году, расселен и переведен в категорию нежилого.
«Мы направляли письмо на имя патриарха Нижегородского и Арзамасского Георгия. Надеялись на открытый диалог, однако ответом стало молчание. А через несколько месяцев появилась информация, что епархия обратилась в УГО ОКН за разрешением на снос», — рассказал NewsNN член совета общественного движения «Деревянные города» Стас Дмитриевский.
В апреле этого года градозащитники добились включения дома в список объектов, обладающих признаками ОКН. На этом основании УГО ОКН Нижегородской области отказало в сносе дома. Но и к ремонту объекта церковь не приступила. Он стоит нетронутым за синим забором. Градозащитники предполагают, что епархия будет ждать, когда дом развалится сам.
Митрополит предпочитает комфорт и экологичность
Сам нижегородский Владыка Георгий выбирает для проживания исторические и чаще всего деревянные здания. Его главной резиденцией является Вознесенский Печерский мужской монастырь, а точнее — Архиерейские палаты, которые были построены еще в 17 веке. Комплекс является памятником архитектуры федерального значения. Епархия получила объект в собственность в 2003 году и отреставрировала к 2007-му.
Еще один дом митрополита находится на улице Пискунова, 2/1 — в шаговой доступности от Кремля. Глава нижегородской епархии жил здесь до переезда в Печерский монастырь. С тех пор здание законсервировано и не используется. Загородная резиденция митрополита находится в Кстовском районе на территории отреставрированных для нужд церкви усадьбы князей Дадиани-Башкировых — памятника природы регионального значения, окруженного забором. Правительство региона безвозмездно передало его в собственность епархии в 2002 году.
В Арзамасе митрополит проводит время в Доме Бессонова — памятнике градостроительства и архитектуры федерального значения. Он получил его в дар от мэра Арзамаса Анатолия Мигунова в 2003 году. В 2005-м дом был отреставрирован. Резиденция расположена по адресу Верхняя набережная, 14. К ней прилагается участок с видом на реку Теша.
Также владения митрополита включают в себя деревянный двухэтажный дом на территории Дивеевского женского монастыря, отдельно стоящее здание около кафедрального собора Александра Невского в Нижнем Новгороде и дача на Горьковском море. Всего у Георгия семь резиденций в Нижегородской области, общая кадастровая стоимость которых более 400 млн рублей, а рыночная может быть выше в разы.
Разрушенная усадьба и претензии на острог
Власти региона начали передавать недвижимое имущество в пользу религиозных организаций в 1992 году. Как сообщается на сайте правительства Нижегородской области, с тех пор в безвозмездное пользование различным конфессиям было передано 153 объекта, являющихся памятниками истории и культуры, в том числе 40 федерального и 113 регионального значения. Из них случаи передачи объектов ОКН другим конфессиям, кроме РПЦ, — единичны.
Согласно открытым данным Росимущества, в последние три года РПЦ были переданы более шести ОКН 18-19 века. В этом году епархия претендовала на получение в собственность церкви, распложенной на территории памятника культуры федерального значения «Нижегородский острог».
В 2016 году региональное правительство отдало церкви постройки усадьбы Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье в безвозмездное пользование на 49 лет. На сайте Росреестра сказано, что ОКН федерального значения переданы РПЦ «для приведения их в удовлетворительное состояние, размещения там православного лагеря и культурно-просветительского центра». Однако в 2018-м Нижегородская епархия отказалась восстанавливать усадьбу и вернула ее в собственность правительства, оставив себе только церковь и колокольню.
Как рассказала NewsNN председатель территориального общественного самоуправления (ТОС) усадьбы «Подвязье» Жанна Потравко за все время, что ОКН принадлежал епархии, никаких ремонтных работы сделано не было — постройки продолжали разрушаться.
На сайте минкульта Нижегородской области отмечается, что «за сохранностью исторического облика памятников следит областное министерство культуры, которое подписывает с балансодержателем здания охранный договор». Однако, как видно на практике, за разрушения объектов ОКН в Нижнем Новгороде ответственность никто не несет, в том числе и структуры РПЦ, которые так активно пытаются завладеть все большими участками земли и историческими постройками.