Posted 15 декабря 2020,, 21:13

Published 15 декабря 2020,, 21:13

Modified 3 ноября 2022,, 19:06

Updated 3 ноября 2022,, 19:06

«Не золотая хохлома»: как выживают народные художественные промыслы в пандемию

15 декабря 2020, 21:13
На каждом из этих товаров словно невидимый штамп: «Сделано в России». Товары, которые являются визитной карточкой нашей страны, в большинстве своем сделаны вручную. Как выживают народные художественные промыслы в эпоху пандемии и что спасает предприятие от разорения — в материале NewsNN.

«Мы одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы. Это, конечно, наш национальный код, если хотите. Но, к сожалению, они сегодня находятся в достаточно сложной ситуации. Многие из них могут просто исчезнуть», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Рынок товаров народных художественных промыслов России

В 2019 году, по данным Минпромторга РФ, оборот НХП-предприятий вырос на 27% — почти до восьми миллиардов рублей. Отраслевая ассоциация считает иначе и говорит о многолетнем застое.

В распоряжении редакции есть статистика по членам объединения промыслов: так производители текстильных изделий заработали почти миллиард рублей, примерно столько же — мастера художественной ковки и литья. Более 500 млн рублей пришлись на долю изделий из керамики. Прочие художественные промыслы заработали более 200 млн рублей.

На сегодняшний день в стране работают менее 300 предприятий НХП, почти все они — представители малого бизнеса Но есть исключения. Например, Павлопосадская платочная мануфактура. Промысел ведет свою историю с конца XVIII века. Первые сто лет платки с цветным рисунком печатали ручным способом. Потом производство автоматизировали — мануфактура стала фабрикой. В современной России здесь выпускают платки, шали, шарфы и палантины, а также готовятся шить куртки и жилетки с традиционной розой в центре композиции. По оценкам предприятия, новая продукция должна увеличить оборот на 5%.

Все композиции для павлопосадского платка до сих пор создаются художниками вручную — красками на ватмане. Принятый к выпуску эскиз разбивают на составляющие цвета, затем под каждый цвет готовят шаблон — металлическую раму с плотной мембраной. Она пропускает краску строго в определённых местах. Каретка с рамой движется по полотну. Один шаг — один платок. Потом смена шаблона. Готовые платки отправляют созревать в специальный шкаф, где под действием горячего пара краска глубже проникает в ткань. После полотно стирают, сушат и нарезают на отдельные платки. Сегодня на мануфактуре работает почти 700 человек.

Из-за пандемии Павлопосадская мануфактура весной и летом практически не работала и до сих пор производство загружено меньше, чем в прошлом году. Предприятие получает поддержку от властей с целью сохранения штата и до апреля не может сокращать персонал. У большинства других промыслов кадровая проблема стоит куда острее и мастера-ремесленники не могут найти учеников.

«Промыслы стареют. Средний возраст мастеров, я так считаю, наверное, около 50 лет, — подтверждает председатель правления Ассоциации „Народные художественные промыслы России“ Геннадий Дрожжин. — И если сейчас не принять таких решений кардинальных, то мы можем уже в ближайшее время лишиться всех наших мастеров и художников».

Нижегородская область

Малоизвестный факт: хохломскую роспись придумали для иконописи. Мастера-старообрядцы, бежавшие на берега Керженца после раскола, не имели сусального золота и заменили его на смесь порошка олова и варёного льняного масла. Технологию хранили более 300 лет, и сегодня по ней расписывают посуду и предметы интерьера. В 1990-е годы на «Хохломе» приютили знаменитую семёновскую матрёшку. Сегодня на деревянную куклу-символ России приходится 18% доходов компании. Выручка «Хохломской росписи» в 2019 году составила более 200 млн рублей.

В себестоимости хохломских изделий ручной труд составляет 40%. Одна треть — налоги и прочие отчисления. Пятая часть — сырьё для производства. 5% — стоимость доставки. Затраты на содержание фабрики удалось снизить до 5%, когда производство перенесли из девяти цехов в три. Но всё равно ни ложки, ни матрёшки сегодня не содержат прибыли.

«Если бы мы подняли эту себестоимость на 30%, то, конечно, мы бы жили гораздо лучше, — говорит генеральный директор компании „Хохломская роспись“ Алексей Усанов. — Но тогда небольшая пятикукольная матрешка будет стоить порядка 1000 рублей. Станет ли она привлекательной для клиента?»

Основные покупатели товаров народного промысла — российские граждане, на иностранных туристов приходится около 20%. В эпоху пандемии внутренний рынок фактически схлопнулся: российских туристов стало в разы меньше, а иностранных нет совсем. В этом году на фабрике прогнозируют падение доходов на 50%. От краха промысел спасает столярный цех, где выпускают детскую мебель.

«Мы искали такого партнёра, который бы нам дал постоянную работу на много лет вперёд, — комментирует Алексей Усанов. — Заключаем договор и будем делать совместную столярную продукцию. Дополнительно я ожидаю где-то 20% к выручке».

Камнерезная фабрика «Борнуковская пещера» находится селе Борнуково Бутурлинского района и является филиалом Пешеланского гипсового завода. Высокий правый берег реки Пьяны, на котором расположено село, сложен из ракушечника и алебастра. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня, который обнаружили благодаря весеннему разливу. Первые попытки декоративной обработки борнуковского камня были предприняты примерно в середине XIX века, сейчас фабрика выпускает знаменитую борнуковскую игрушку. Однако камнерезы переживают не лучшие времена.

«Безусловно, падение катастрофическое. Потому что кроме производства игрушек, мы проводили экскурсии по фабрике, мастер-классы. И турпоток, и количество проданных сувениров резко упали, — комментирует начальник отдела туризма Пешеланского гипсового завода Елена Комиссарова. — Прогнозы на 2021 год делать очень сложно, потому что мы не знаем, какова будет эпидемиологическая ситуация, насколько будут ездить туристы, какова будет посещаемость».

При этом производство находится достаточно далеко от Нижнего Новгорода и испытывает дополнительные сложности в реализации продукции по сравнению с другими предприятиями НХП.

«Золотное шитье, металл, дерево, керамика — это все продавать легче в техническом плане. Камни — тяжелые, — объясняет Елена Комиссарова. — Даже для того, чтобы привезти камнерезные изделия на выставку, нам нужна отдельная машина (минимум „Газель“), с собой нужен грузчик, который это все разгрузит. И это создает именно для нас, камнерезов, дополнительные трудности, как в выставочной деятельности, так и в продажной. И, конечно, главная проблема у всех промыслов одинаковая — высокие наценки наших компаньонов-контрагентов, которые наценивают на наши изделия от 30 до 60%, и даже выше».

Всего в Нижегородской области зарегистрировано 22 субъекта НХП, отвечающих требованиям федерального законодательства и имеющий соответствующий статус (в объеме выпускаемой продукции изделий НХП должно быть не менее 50% от общего объема производства). В числе этих предприятий: ООО «Торговый дом «Семеновская роспись» (г. Семенов), ООО «Фабрика «Городецкая роспись» (г. Городец), ООО «Городецкая золотная вышивка» (г. Городец), ЗАО «Гипюр» (г. Чкаловск), ООО «Завод складных ножей «САРО» (г. Ворсма), АО «Казаковское предприятие художественных изделий» (АО «КПХИ») (с. Казаково, Вачский район), ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» (г. Н.Новгород), ООО «Хохлома» (д. Семино, Ковернинский), ООО «Балахнинский стеклодувный промысел» (г. Балахна), ООО «Выксунская деревянная игрушка» (г. Выкса), ООО «Нижегородская вышивка» (г. Н.Новгород) и другие.

С начала ввода режима повышенной готовности власти оказывает комплексную поддержку промыслам: для этого из резервного фонда правительства Нижегородской области предприятиям НХП региона выделено более 100 млн рублей. Деньги пошли на субсидирование расходов на выплату заработной платы и оплату коммунальных расходов, также проведено субсидирование части затрат предприятий НХП на приобретение сырья, расходных материалов и инструментов, необходимых для производства, на возмещение части затрат субъектов НХП на стимулирующие выплаты молодым специалистам и субсидирование части затрат на развитие товаропроводящей сети.

В правительстве подчеркнули, что критерием получения государственной поддержки является сохранение численности работников предприятия. Организациям НХП региона субсидировали выплату заработной платы работникам предприятий, за счет чего увольнений удалось избежать.«10 организаций НХП Нижегородской области были включены Минэкономики Нижегородской области в перечень системообразующих организаций региона, оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в регионе», — сообщили NewsNN в департаменте развития туризма и народных художественных промыслов.

В этот перечень вошли: АО «Хохломская роспись», ООО «Торговый дом «Семеновская роспись», ООО «Городецкая золотная вышивка», ЗАО «Гипюр», ООО «Завод складных ножей «САРО», АО «Казаковское предприятие художественных изделий», ПАО «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова», ОАО «Тканые узоры», ООО «АЖНА», ООО «Ресурс».

«Мы не сокращали людей, у нас и так очень ограниченный штат мастеров-камнерезов. Речи об этом не было вообще, — говорит Елена Комиссарова. — Люди работали, но в основном — на склад. Фабрика работала не в полную силу, как обычно. Многие переболели, мы уходили и на удаленку. Но на удаленке не всегда можно работать — это не на компьютере в зуме, это работа с реальным материалом, с реальными инструментами, на специальных столах… Пару месяцев у нас была сложная ситуация, когда многие были на удаленке. После этого мы вышли на работу, но вернуться к прошлогодним цифрам мы однозначно не сумеем».

Некоторые народные художественные промыслы региона сумели в период пандемии найти дополнительные источники дохода, занимаясь изготовлением защитных медицинских масок и специальных защитных медицинских костюмов для врачей, работающих в «красной зоне». В числе предприятий, которые стали выпускать данную продукцию: «Гипюр» (защитные костюмы), «Городецкая золотная вышивка» (маски, защитные костюмы), «Тканые узоры» (маски), «САРО (маски), «КПХИ» (маски).

Однако нашлись и те, на которых пандемия сказалась не сильно.

«У нас не упали продажи, — рассказала начальник экскурсионного отдела фабрики елочных игрушек „Ариель“ Вероника Новожилова. — Наверное, секрет в том, что наши игрушки любят по всему миру. Поддержку от государства мы не получаем… Ничего и никого мы не сокращали, все работает как и положено, только на удаленную работу ушли женщины в положении и сотрудники старше 65 лет».

Прогноз

По оценкам отраслевой ассоциации, большинство художественных предприятий будут в ближайшее время убыточными. Эксперты считают, беда в том, что ремёсла отнесены к промышленности и каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж.

«Мне кажется, это уже в меньшей степени к промышленному производству, в большей степени это уже художественное произведение, — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. — Естественно другой должен быть подход к этому: и к оценке, и к результатам. Ну что мы будем оценивать, сколько наштамповали подносов или сколько мы кинжалов наштамповали на этом производстве? Не в этом же суть этого производства».

За 30 лет Россия утратила 40 народных промыслов. Чтобы сохранить оставшиеся, эксперты предлагают включить изделия НХП в программы госзакупок и создать инструменты для привлечения частного капитала.

"