Posted 16 июля 2021,, 08:52

Published 16 июля 2021,, 08:52

Modified 3 ноября 2022,, 19:23

Updated 3 ноября 2022,, 19:23

Вирус не дремлет: почему нижегородцам не избежать четвертой волны COVID-19

Вирус не дремлет: почему нижегородцам не избежать четвертой волны COVID-19

16 июля 2021, 08:52
Фото: 1mi
Третья волна коронавируса в Нижегородской области еще не спала, а специалисты уже поговаривают о четвертой. Нижегородцы опасаются, что пандемия не закончится, даже несмотря на массовую вакцинацию. NewsNN выяснил, можно ли остановить новый всплеск заболеваемости и какой ценой будет побежден COVID-19.

На грани новой волны

Последний месяц в Нижегородской области отмечался резкий рост заболеваемости COVID-19. Каждый день заболевали по 500 человек, десятки — умирали. Третья волна оказалась более интенсивной, чем предыдущая. Хоть число зараженных тогда и сейчас одинаковое, но тяжелых пациентов оказалось значительно больше. Если во вторую волну их было 10-12%, то в третью — 20-25%.

Не последнюю роль в этом сыграл и новый штамм коронавируса «дельта», который передается быстрее, чем его предшественники. Однако сейчас регион вышел на плато, на котором он пробудет максимум две недели. То есть уже в конце июля заболеваемость пойдет на долгожданное снижение. Но счастье продлится недолго: во второй половине сентября прогнозируется четвертая волна коронавируса.

По словам главы нижегородского минздрава Давида Мелик-Гусейнова, новый виток пандемии избежать не удастся. «Четвертая волна в любом случае придет. Она будет связана с сезонным эпидемиологическим подъемом, который обычно начинается в середине сентября», — подчеркнул чиновник в разговоре с NewsNN.

Буквально полгода назад эксперты утверждали, что для победы над COVID-19 достаточно иметь коллективный иммунитет на уровне 60%. Сейчас же цифра выросла до 80%. При этом, по последним данным, коллективный иммунитет нижегородцев составляет всего 41-42% (за месяц он поднялся на 10%). Так когда же волны закончатся?

Попрощаться с пандемией навсегда реально?

Научное сообщество давно ждало прихода опасного вируса с летальностью в 90-98%. Так уж устроена эволюция. Можно сказать, что в этот раз человечеству повезло — и нагрянул коронавирус. Да, он принес немало проблем, но глобально не повлиял на популяцию. Вместе с этим вероятность того, что в ближайшие 5-10 лет планету охватит реально страшный вирус, значительно снизилась.

Вообще последняя пандемия в мире была из-за испанского гриппа в 1918–1920 годах. «Тогда был очень высокий процент смертности. После этого новые вирусы гриппа появлялись каждый год, но к сезонным эпидемиям уже относились спокойно. Сложившая сейчас ситуация в принципе соизмерима с „испанкой“», — рассказала NewsNN директор института биологии и биомедицины ННГУ имени Н. И. Лобачевского Мария Ведунова.

По ее прогнозу, у коронавируса появятся новые штаммы, но они будут менее опасными. А пока пора продумывать лечение последствий инфекции, ведь у многих переболевших людей возникают тромбозы. «В остальном нужно просто смириться с тем, что мы будем жить с этими вирусами также, как жили и до этого. Все образуется», — подчеркнула эксперт.

В свою очередь в нижегородском минздраве заявили, что новые волны коронавируса не будут появляться при условии высокого коллективного иммунитета. С которым, как мы выяснили выше, в регионе не все так хорошо.

«Коллективный иммунитет даст нам гарантию, что последующие волны не будут столь разрушительными. Будет меньше тяжелых случаев, летальности и так далее», — отметил Мелик-Гусейнов.

Антипрививочники vs прививочники

В короткие сроки коллективный иммунитет можно приобрести только одним способом — сделав прививку. Согласно статистике, сейчас привиты лишь 13% нижегородцев.

NewsNN провел опрос в своем Telegram-канале и выяснил, что антипрививочников среди подписчиков не так уж и много. В голосовании приняли участие 190 человек. Из них 48% уже вакцинировались, 29% — пока нет, но собираются. Только 23% опрошенных выступают против прививки.

Многие изменили свое отношение к вакцинации только к третьей волне коронавируса. Так произошло и с 25-летним нижегородцем Никитой Сутыриным. Он сообщил NewsNN, что изначально был скептически настроен к процедуре.

«Я не стал прививаться как только вакцина появилась. Хотел сначала посмотреть на тех, кто пройдет через это. Прошло время, я так и не переболел, антител у меня нет. Люди из моего окружения постепенно делали прививки, страшных последствий ни у кого не было. Максимум температура один день. На работе начали агитировать за вакцинацию, и только тогда я решился», — отметил молодой человек.

Конечно, некоторые граждане до сих пор не поддерживают прививки от коронавируса. Например, против вакцинации выступает 59-летняя нижегородка Алла Ефимова. Она переживает, что препарат негативно отразится на ее здоровье, ведь предугадать исход сейчас нельзя.

«По сути, мы играем в русскую рулетку. Вдруг у меня появится какое-то заболевание от вакцины? Гарантий никто не дает. У моей дочери пока нет детей. И я боюсь, что никогда не увижу внуков, если она привьется. Кто знает, как это отразится на ее репродуктивной функции? И все равно, что сейчас не пускают на концерты без антител. Посижу на даче. Зато мне не придется переступать через себя», — заявила пенсионерка.

При этом директор института биологии и биомедицины ННГУ имени Н. И. Лобачевского подтвердила, что любая вакцина может иметь побочные эффекты. «Новые препараты еще не прошли долгосрочных испытаний. Из-за чего непонятно, как организм будет реагировать на отдельные компоненты», — отметила Ведунова.

Помимо этого, до сих пор не утихают дебаты о том, какой иммунитет лучше — приобретенный естественным путем или через прививку.

С одной стороны, вакцина закрывает только несколько антигенных детерминантов, которые есть у вируса. А когда человек переболел, то у него формируется иммунитет ко всем этим «флажкам». С другой стороны, для отдельных категорий граждан встреча с вирусом смертельна опасна, из-за чего лучше перестраховаться и привиться заранее.

Понятно, что каждый должен самостоятельно решать — вакцинироваться или нет. Но важно помнить, что именно от коллективного иммунитета зависит, насколько разрушительными будут все последующие волны COVID-19.

"