Posted 15 июля 2019, 08:06
Published 15 июля 2019, 08:06
Modified 3 ноября 2022, 18:21
Updated 3 ноября 2022, 18:21
Прошло уже больше года после введения американских санкций в отношении Олега Дерипаски и аффилированных с ним компаний. После это на «Горьковском автомобильном заводе» произошло несколько остановок конвейеров.
В апреле 2019 году Дерипаска посетил нижегородский автозавод и заявил, что для «ГАЗа» настали сложные времена. По его словам, если ограничения не будут сняты, предприятие могут закрыть. После этого «Группа ГАЗ» попросила правительство РФ о выделении 29,5 млрд рублей господдержки, предупреждая о возможном дефолте и других последствий в виде снижения производства на 40% из-за введенных санкций.
Однако эксперты NewsNN не согласились с прогнозами компании, учитывая то, что предприятию принадлежит около 45% российского рынка в сегменте коммерческих авто, а также 10% в сегменте грузовиков. Единственной критичной можно считать зависимость от поставок американских дизельных двигателей семейства Cummins, которые ставятся на некоторые модели автомобилей «Газелей».
В итоге правительство РФ заявило о поддержке предприятия, при этом напомнив, что в 2018 году «ГАЗ» уже получил 8 млрд рублей из федерального бюджета. А сам Дерипаска запустил флешмоб #SaveGAZ на своей странице в Instagram.
В первом полугодии на предприятии все-таки произошло некоторое снижение. Объем продаж легких коммерческих автомобилей группы «ГАЗ» за первые шесть месяц текущего года составил 25,96 тыс. единиц. Что меньше на 4%, чем за аналогичный период 2018 года. Однако это тенденция всего рынка — он просел на 2,4%.
Рэп как способ снять санкции
В апреле Financial Times писал, что рабочие «ГАЗа» не винят Дерипаску в проблемах, которые начались у предприятия из-за санкций США. Более того, они даже пытаются его поддержать.
В начале июля сотрудники «ГАЗа» в День независимости США устроили акцию протеста перед резиденцией американского посла в Москве. Потом в сети появилось видео, которое сняли работники Ярославского моторного завода «Автодизель» (ГК «ГАЗ»). В нем они рассказали о трудностях российского автопрома из-за американских санкций. Через день был опубликован аналогичный ролик нижегородских рабочих.
NewsNN пообщался с одной из участников данного видео – зампредседателя Совета молодёжи профсоюзной организации «ГАЗ» Еленой Загустиной.
По ее словам, в целом за время введения санкций острых изменений на предприятии не произошло. Зарплату платят исправно, работы много, а какого-то массового увольнения не было. Но завод не может развиваться из-за санкций, а рабочие живут в напряжении.
«Конечно, многие говорят, почему мы? С чего это вдруг сварщики и слесаря стали угрозой для Америки? Это тоже самое, что я не разрешу вашим детям давать еду. Кто я вам? Мы живём и работаем здесь. Трудимся, получаем зарплату, встречаемся с друзьями, никого не трогаем», — рассказывает она.
По ее мнению, своими действиями сотрудники профкома хотят добиться отмены санкций и, если понадобится, то подобные акции могут повториться. В приемной профкома компании попросили направить им запрос, но так и не ответили на него.
«Коллеги преувеличивают всю эту ситуацию…»
Но, как выяснилось, не все заводчане так переживают за судьбу завода, как сотрудники профкома. NewsNN пообщался со слесарем завода Александром Захаровым (имя и фамилия изменены). Он говорит, что за год после введения санкций на предприятии особо ничего не поменялось, только работников «Мерседеса» перевели к ним на предприятие.
«Мне кажется, что многие коллеги преувеличивают всю эту ситуацию. На заводе все так же, как и раньше. Текучка есть, но небольшая. Зарплату платят раньше графика на день. За год даже повышали один раз. У меня было 99 рублей за час, стало 120. Но надбавки убрали», — рассказывает парень.
По его словам, план предприятия растет изо дня в день. Так всегда бывает в летний период. Однако если сравнивать с планом годовалой давности, то он снизился, по оценкам Захарова, где-то на 20%. «Сейчас много делаем автомобилей для МВД. Медицинских и школьных автобусов не так много. Но это на нашем производстве», — замечает Захаров.
«Ввели санкции? Мне неизвестно ничего», — говорит Андрей Демидов (имя и фамилия изменены) в беседе с NewsNN. Мужчина работает водителем погрузчика и также подтверждает, что за год один раз увеличили зарплату на 5 тыс. рублей, а также подняли компенсацию за питание с 85 до 105 рублей.
«Так (про санкции — прим. авт.) только в интернете пишут, но на деле ничего не почувствовал. У нас никого не сокращали. Наоборот только больше новых людей взяли. План выше в два раза. Какие сокращения? Работы стало больше, почти все субботы рабочие. Там идет двойная плата, за выходные и праздники», — рассказывает Демидов.
С 29 июля все сотрудники предприятия уходят в оплачиваемый отпуск до 12 августа.
Никто из опрошенных сотрудников завода увольняться не собирается, однако, судя по разговору, работой они не совсем довольны. «Даже не знаю, как надолго я задержусь. Здесь все как в тюрьме — все контролируется. Очень строго с опозданием и перерывами. Дают пять минут отдохнуть, и думаешь, в туалет сходить или продолжать работать», — говорит Захаров.
На вопрос про акции, который проводит профком, мужчинаотвечает в стиле типичного россиянина: «А разве это поможет?». Демидов и вовсе ничего не слышал про самодеятельность профкома.
В пресс-службе компании отказались отвечать на запрос NewsNN о сегодняшнем положении дел на предприятии, посоветовав обратиться к открытым источникам.
Всего в группе «ГАЗ» работают свыше 40 тыс. человек. Средняя зарплата в первом полугодии 2018 года составляла 36 тыс. рублей. В прошлом году NewsNN писал о том, что сотрудники завода жалуются на низкую зарплату.