Posted 15 мая 2020,, 07:20

Published 15 мая 2020,, 07:20

Modified 3 ноября 2022,, 18:33

Updated 3 ноября 2022,, 18:33

Нижегородский общественный транспорт опасен в период пандемии коронавируса

15 мая 2020, 07:20
Общественный транспорт — одно из потенциально опасных мест в период пандемии коронавируса. Однако он не может прекратить работу, так как без него обойтись невозможно. Поэтому в автобусах, метро, электричках и проч. должны беспрекословно соблюдаться меры безопасности. NewsNN выяснил, как с этим обстоят дела в Нижнем.

«Общественный транспорт, как любые общественные места, является потенциальным местом для заражения коронавирусом, так как там есть скопление людей и возможен контакт с ними. Там также есть риск попадания капелек аэрозоля при разговоре, чихании, кашле. Плюс там есть поручни, на которых также могут оседать капельки аэрозоля. И здесь уже работает контактный путь передачи, когда мы касаемся поверхностей, на которых остался вирус, а потом этими руками можем дотронуться до лица», — рассказал NewsNN вирусолог Владимир Чуланов.

Кроме того, часто люди проводят в транспорте много времени, что тоже является дополнительным фактором для заражения, говорит эксперт. По его словам, ношение перчаток и масок предотвращает контактный способ распространения болезни.

13 мая во время прямого эфира губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что муниципальный транспорт сейчас осуществляет 70% всех перевозок. Пассажиропоток за время пандемии уменьшился в 5 раз, а количество подвижного состава — на 40%.

«Количество людей в транспорте стало меньше в 2,5 раза. Мы требуем от перевозчиков проводить дезинфекцию, соблюдать интервальность движения, чтобы люди не сидели рядом. Нарушения, конечно, были. Мы их сразу пресекали. Проверки ведутся. Жесткие меры уже привели к результату», — добавил Никитин.

Согласно инструкции Роспотребнадзора, автобусы должны обрабатываться обеззараживающими средствами на разворотных площадках после каждого рейса, а также дополнительно два раза в смену в автопарках. Дезинфекции подлежат поручни, спинки кресел, валидаторы, кнопки вызова водителей и другие поверхности, которых касаются пассажиры. Как сообщили NewsNN в администрации Нижнего Новгорода, обработкой занимаются не только уборщики помещений, но и кондукторы, слесари из ремонтных зон, мойщики подвижного состава.

Напомним, что за нарушения требований эпидемиологической безопасности был лишен права работать перевозчик ИП Мещеряков. Через несколько дней, когда он устранил нарушения, ему разрешили вернуться на маршрут. Затем на несколько дней было аннулировано право на работу у ООО «Футбол». По данным минтранса, у перевозчика не было достаточного количества масок для водителей, и он не смог обеспечить соблюдение безопасного расстояния между пассажирами. А тема с переполненными автобусами на маршруте Т-71 и вовсе вышла на федеральный уровень — о ней 28 апреля было рассказано в передаче «Время покажет» на Первом канале.

Председатель постоянной комиссии городской думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи Станислав Прокопович признает проблему с перегрузкой некоторых маршрутов. По его мнению, это связано с тем, что регулировать работу транспорта часто приходится «в ручном режиме». «Мы все впервые оказались в таких условиях, и жестко критиковать, наверное, не стоит», — отметил он в разговоре с NewsNN.

В департаменте транспорта администрации Нижнего Новгорода NewsNN заверили, что «ведется постоянный анализ пассажиропотока, в случае необходимости на линии выходят дополнительные транспортные единицы».

Напомним также, что 23 апреля министерство транспорта Нижегородской области прекратило действие свидетельств частных перевозчиков, которые объединены в одно товарищество. Речь об ООО «Лидер-Транс», ООО «Победа-НН», ИП Каргин Д. В. и ИП Каргин В. В. Причина в том, что на маршрутах Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89 и Т-92 в Нижнем Новгороде на протяжении трех дней не было ни одного автобуса.

При этом перевозчики еще 7 апреля заявили, что приостанавливают свою деятельность из-за отсутствия средств на горюче-смазочные материалы, содержание, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также выплату зарплаты сотрудникам. Причина, по которым они понесли убытки, в снижении пассажиропотока более чем на 80%.

Прокопович рассказал NewsNN, что 18 мая на заседании комитета по транспорту будет рассматриваться вопрос о мерах господдержки транспортных предприятий, чтобы они могли закупать дезсредства в необходимом объеме.

«Пассажиропоток сильно снизился и доходы транспортных предприятий тоже, свободных средств все меньше и меньше, но это не должно повлиять на безопасность людей», — сказал Прокопович.

Кроме того, комитет Законодательного собрания Нижегородской области по транспорту предложил предоставить ряд субсидий компаниям, которые занимаются пассажирскими перевозками в условиях пандемии коронавируса. В частности, нижегородским предприятиям могут компенсировать часть затрат на горюче-смазочные материалы, а также на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды с 1 апреля по 31 мая текущего года.

При этом пока в маршрутках по-прежнему легко заразиться коронавирусом. В этом убедился и корреспондент NewsNN. Отметим, что в общественном транспорте указом губернатора предписано соблюдать масочный и перчаточный режим. Средствами защиты жители должны обеспечить себя самим, либо сделать это необходимо работодателю. В пресс-службе областного правительства в ответ на запрос NewsNN сообщили, что наличие масок у пассажиров транспорта проверяет полиция в ходе рейдов.

По словам корреспондента NewsNN, ехавшего в автобусе № 45, прямо перед контролером, не соблюдая дистанцию, сидели два молодых человека, один из которых был без маски. При этом защитное средство самого контролера сползло с носа.

Также корреспондент NewsNN убедился в том, что в час-пик на муниципальном автобусе, следующем по маршруту № 71 от Московского вокзала до 7-го микрорайона, действительно очень много людей. Причем на кондукторе была одета только маска, сделанная из марли, а перчатки отсутствовали. Только полвина пассажиров ехали в масках.

Отметим, что соблюдать дистанцию между пассажирами в рекомендованные 1,5 метра физически очень сложно: если рядом с вами на сидение садится другой пассажир, получается, что он находится на расстоянии менее 50 см.

Отдельная тема — это такси. Корреспондент NewsNN, воспользовавшийся услугами Uber 11 мая дважды, заметил, что на водителях не было ни масок, ни перчаток. Надеть их таксисты не попросили и своего клиента. Также водители не поинтересовались, есть ли у пассажира QR-код на выход из дома и не болен ли он коронавирусом. Вряд ли таксист протирает поверхности машины после каждого клиента, поэтому опасность заражения определенно существует. Также пассажир не может быть уверен, что водитель сам не является переносчиком COVID-19.

«Я — индивидуальный предприниматель, сотрудничаю с агрегатором „Ситмобил“. Никаких требования к нам нет, да и быть не может. Ношение маски является выбором каждого. Кто-то носит, а кто-то нет. Это и проконтролировать невозможно. Если полиция остановит, маску всегда можно быстренько надеть», — рассказал NewsNN на условиях анонимности другой нижегородский таксист.

Кроме того, в сюжете «Кстати» один из нелегальных перевозчиков сообщил, что «закона такого нет, чтобы маски и перчатки носить обязательно».

Заведующий хозяйством автостанции «Щербинки» Юрий Козлов также отметил, что «никто частных перевозчиков не контролирует, не останавливает и не штрафует», а самостоятельно он с ними бороться не может. Он также сообщил, что писал заявление в полицию.

В Госавтоинспекции проблему признают, но говорят, что не в силах выловить и остановить всех нарушителей.

Кроме того, встречаются нарушения и на железнодорожном транспорте. Так, корреспондент NewsNN, ехавший на электричке Заволжье — Нижний Новгород в майские праздники, отметил, что в вагоне было грязно, в том числе и на сидениях. Люди были без масок, замечание по этому поводу им никто не делал. Также контролеров не смущало, что некоторые пассажиры не соблюдают социальную дистанцию в 1,5 метра. Каких-либо разметок и уведомлений по громкоговорителю о необходимости мер безопасности на тот момент в электричке не было. При выходе из Московского вокзала проверяющих QR-коды не стояло.

Как сообщили NewsNN в пресс-службе «Горьковской железной дороги», в подвижном составе и вокзалах проводится дезинфекция. Кроме того, по информации компании, в вагонах нанесена разметка с напоминанием о необходимости соблюдения социальной дистанции 1,5 метра друг от друга.

Корреспондент NewsNN выяснил, что такие разметки на железнодорожном вокзале в Нижнем Новгороде действительно есть. Однако пассажиры рекомендации соблюдают слабо, особенно возле касс. У самих кассиров нет масок. Сотрудники службы безопасности вокзала укомплектованы индивидуальными средствами защиты как следует — у них есть маски и перчатки. Но маски часто закрывают только рот или вовсе находятся на шее.

На сидениях в зале ожидания есть предупреждающие наклейки с просьбой соблюдать дистанцию. Но пассажиров это не останавливает садиться рядом друг с другом. Замечание никто им не делает. А вот призыва входить в здание вокзала исключительно в масках корреспондент NewsNN нигде не обнаружил. Пассажиров без них примерно столько же, как и в автобусах, — половина.

Предупреждение о том, что вход без масок запрещен, есть на главном входе Канавинского автовокзала. Но следуют ему не многие. Корреспондент NewsNN заметил, что пассажиры свободно ожидают автобуса и общаются друг с другом без всяких средств защиты. Кроме того, масок не было и на продавцах билетов и сотруднике кафетерия. Водители также свободно садились в автобусы и уезжали без масок. Как пояснил NewsNN один из таких водителей, в маске ему просто неудобно.

«Мы, жители, должны сами себя контролировать. На мой взгляд, ношение маски обязательно, но не нужно доводить до абсурда, когда людей полицейские силой выводят из автобуса. Такие случаи уже были в других регионах», — отметил Прокопович.

В департаменте транспорта администрации Нижнего Новгорода отмечают, что в автобусах и электротранспорте пассажиры информируются о необходимости оформления разрешений на осуществление передвижений по городу, а в метрополитене QR-код проверяют сотрудники полиции.

Однако корреспондент NewsNN ни службы охраны, ни полиции, ни каких-либо других контролирующих лиц в метро не встретил, также как и на ж/д и автовокзалах. При этом отметим, что в метрополитене также имеется информация о необходимости соблюдения дистанции в 1,5 метров. Она размещена на станциях и в вагонах. На самих станциях очень чисто, даже пахнет хлоркой. Сотрудники метрополитена носят перчатки и маски, чаще всего из марли. В отличие от наземного транспорта, в метро нижегородцев скапливается немного.

Кроме того, Роспотребнадзор по Нижегородской области неоднократно информировало о том, что в нижегородском аэропорту «Стригино» соблюдаются все необходимые меры предосторожности в связи с распространением коронавируса. Однако 14 мая стало известно, что Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) включило нижегородскую воздушную гавань в перечень небезопасных наравне с аэропортами Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска.

"