Posted 15 апреля 2019,, 10:09

Published 15 апреля 2019,, 10:09

Modified 3 ноября 2022,, 18:09

Updated 3 ноября 2022,, 18:09

Халяль-тренд: нижегородцы тратят на мусульманские продукты 100 млн руб.

15 апреля 2019, 10:09
Глобальный рынок халяль-продукции приближается к $3 трлн в год. Минсельхоз РФ уже заявил, что рассматривает мусульманскую продукцию в качестве своего приоритетного целевого рынка. NewsNN выяснял, как с этим обстоят дела в Нижегородской области.

Халяль в переводе с арабского означает «разрешенный» и обозначает «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Наиболее часто это понятие используется для обозначения правильно приготовленной и дозволенной мусульманам пищи. Но халяль – это не только еда, это еще и одежда, украшения, косметика и парфюмерия, туризм, развлечения.

По последним данным, мировой рынок халяль-продукции приближается к $3 трлн в год. Основные ее потребители – арабские страны. На протяжении последних пяти лет рынок халяль стал активно развиваться и в России, где живут порядка 8 млн мусульман. Доля продукции по стандартам ислама от общего объема продаваемых товаров составляет около 10%.

В начале этого года замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин заявил, что ведомство рассматривает продукцию «халяль» в качестве своего приоритетного целевого рынка. «У нас этот блок сейчас выделен в отдельную группу проработки, отдельное направление, потому что халяльная продукция — это наиболее быстрорастущий сегмент потребления продовольствия во всем мире и это наш приоритетный целевой рынок», - сказал тогда Левин.

Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев охарактеризовал тему халяльной продукции как имеющую «серьезные и веские основания для существования». «Мы четко понимаем, что это точка роста и нужно максимально комплексно отработать эту тему», — сказал он.

Тем не менее, для большинства православных регионов слово «халяль» до сих пор является незнакомым. NewsNN решил выяснить, знают ли о таких товарах нижегородцы и как развивается рынок мусульманских продуктов в регионе.

Нижегородцам интересен новый рынок

Согласно данным «Википедии», в Нижегородской области 8,6% из 3,2 млн населения являются мусульманами. В регионе существует Духовное управление мусульман - официальная организация приверженцев религии Ислам, возглавляемая муфтием. При ней в 2014 году был создан комитет по стандарту «Халяль» для контроля над производством и реализацией разрешенной в исламской религии продукции. Возглавляет данную организацию местный бизнесмен, гендиректор компании «Персонал Групп» Ринат Умяров.

В беседе с NewsNN он рассказал о том, как работает комитет. По его словам, халяль-сертификат является документом, необходимым для подтверждения соответствия продуктов требованиям и стандартам разрешенной в исламе продукции. Он дает право производства и сбыта товара с соответствующей маркировкой. «Поскольку халяльная пища считается здоровой, сертификат дает возможность производителю повысить свою репутацию», - считает Умяров.

Для того чтобы получить сертификат «Халяль», компании необходимо заполнить заявку на сайте. После чего на производство выезжает комиссия для проверки соответствия технологического процесса требованиям стандартов комитета. «Обязательным требованием является наличие на производстве сотрудника-мусульманина, соответствующего всем нормам ислама», - обращает внимание Умяров.

В Нижегородской области около 100 компаний имеют сертификат «Халяль», среди них, к примеру, «Павловская курочка» и «Сытый кот». Объемы продаж в регионе составляют более 100 млн рублей.

«В настоящее время халяльная продукция воспринимается как более качественный продукт с точки зрения производства, условий его переработки и хранения. Сегодня ассортимент халяль-продукции птицефабрики «Павловская» включает охлажденную тушку, части цыпленка-бройлера», - говорится на сайте «Павловской курочки».

К слову, мясо по стандартам «халяль» отличается тем, что забой птицы происходит в утреннее время определенным образом с прочтением молитвы и под контролем аккредитованного сотрудника.

Рынок мусульманских товаров будет расти

Секретарь технического комитета национального стандарта «Халяль» при Росстандарте Рустам Нургалеев в беседе с NewsNN отмечает, что данный рынок имеет высокие перспективы к росту: ежегодно он увеличивается на 10-15%. Это подтверждает и Умяров. По его словам, такую продукцию выбирают не только мусульмане, но и представители другой религии, так как данные товары прошли более строгую проверку на экологичность и ​ безопасность.

«Некоторые церковнослужащие прямой речью заявляли нам, что они предпочитают продукцию «халяль», так как она является обескровленной. А по церковным канонам это лучше, чем оглушенное животное», - говорит Нургалеев. Тем не менее, тут же добавляет, что если говорить о частном выборе, то это не столь массово, как бы этого хотелось.

«Я думаю, что спрос на продукцию «халяль» будет расти. Потому что один из наших главных девизов - контроль качества. Значит, мы говорим о прозрачности производства продукции», - заявляет Нургалеев.

«Халяльная» свинина?

Бренд «халяль» сегодня активно продвигается в соседней республике Татарстан. В мае в регионе заговорили о создании татарстанского халяль-lifestyle. В ДУМ РТ к 2020 году хотят разработать и внедрить более 15 стандартов «халяль» в самых различных областях, в том числе в сфере общественной и экономической жизни. Но в первую очередь республике нужно навести порядок в пищевой мусульманской среде.

В апреле в одном из районов РТ нашли предпринимателей, использующих поддельную маркировку «Халяль», а в самый разгар чемпионата мира по футболу появилась информация о продаже ООО «Челны-мясо» свинины с этикеткой «Татарское трио халяль». В сентябре в сосисках и колбасе производителя мясной продукции «Царицыно» обнаружили свинину с пометкой «халяль».

Муфтий РТ Камиль Самигуллин назвал эти события «преступлением над чувствами верующих». По его словам, комитет тщательно контролирует производства и продукты, на которые ставится выданная им маркировка.

Тем не менее, президент Татарстана Рустам Минниханов поручил проверить продукцию, выпускаемую в Татарстане под данной маркой. В результате после ревизии сертифицированных организаций комитет «Халяль» РТ повысил стоимость сертификации.

"