Posted 15 января 2021,, 07:27

Published 15 января 2021,, 07:27

Modified 3 ноября 2022,, 19:29

Updated 3 ноября 2022,, 19:29

Невыгодная экологичность: как нижегородцы в суде выбивают право сортировать мусор

15 января 2021, 07:27
Раздельный сбор мусора — дело, безусловно, хорошее. Но не для всех выгодное. Так, ряд ТСЖ в Нижнем Новгороде отстаивают право на раздельный вывоз отходов через суд. NewsNN попытался разобраться на конкретных примерах, почему на пути у экологического сознания встают интересы бизнеса.

«Сортировать мусор надо, — говорит руководитель экоцентра „Дронт“ Асхат Каюмов. — И с точки зрения воздействия на природу, и с точки зрения здравого смысла. В нашем с вами мусоре огромное количество упаковки, которая, если ее отсортировать и переработать, может послужить отличным вторичным сырьем. Вместо того, чтобы закапывать ее на полигоне, мы можем все это пустить в повторный оборот. Это и разумно, и экологично, и даже экономично, потому что производство материалов из вторсырья обходится дешевле».

Нижегородская область официально перешла на раздельный сбор мусора еще 1 августа 2019 года. Однако желтые контейнеры в городе начали появляться еще в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018. Одним из участников пилотного проекта по сортировке отходов стало ТСЖ «Верхнепечерская, 15 корпус 1». Решение об установке желтого контейнера в целях экономии было принято жильцами задолго до мусорной реформы — в феврале 2017 года. На свои деньги ТСЖ возвело на мусорной площадке бокс с кодовым замком, закрыв доступ посторонним лицам. Договор по вывозу отходов заключили с кстовской компанией «Эко-Реал НН».

Но с 1 января 2019 года заключенные ранее соглашения с фирмами, не являющимися региональными операторами, стали недействительны. Соответствующее положение дел закреплено на основании части 4 статьи 24.7 «Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов». Отныне многоквартирные дома обязаны заключить договор именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.

15 ноября 2018 года товарищество заключило договор с региональным оператором — ООО «Нижэкология-НН». Еще до подписания документа ТСЖ попыталось внести в типовой договор изменения и настаивали на расчете стоимости исходя из объемов фактически вывезенных отходов, а не по нормативам. В регионе доступны обе схемы. Однако «Нижэкология» исключила этот вариант из документа, фактически навязав ТСЖ вывоз отходов по нормативам.

«Мы просто не могли допустить, что с 1 января 2019 года мусор не будет вывозиться, поэтому были вынуждены заключить договор на невыгодных для себя условиях, — комментирует руководство ТСЖ. — Отказ регионального оператора от изменения предусмотренным договором порядка учета ТКО с норматива на учет по количеству фактически вывезенных ТКО, свидетельствует о злоупотреблении им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства».

Согласно нормативу, собственники «Верхнепечерской, 15 корпус 1» должны платить за вывоз 612 м³ мусора ежегодно, в то время как в 2016 году объем отходов ТСЖ составил 306 м³, в 2017 — 328 м³, в 2018 — 294,3 м³, в 2019 — 252 м³.

«По нормативам у нас выходит дороже почти в два раза!» — отмечает председатель ТСЖ Ирина Камшилина.

Ситуация сложилась не только невыгодная для собственников, но еще и незаконная: согласно «Правилам коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505) с изменениями и дополнениями от 15 сентября 2018 г», при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с количеством и объемом контейнеров.

Собственники дважды попытались внести изменения в действующий договор — не получилось. В ответ (от 26 февраля 2019 года) на первое письмо с требование подписать допсоглашение, в «Нижэкологии-НН» ответили, что контейнерная площадка ТСЖ не зарегистрирована в территориальной схеме, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области № 752. ТСЖ направило запрос в мэрию и получило ответ, что контейнерная площадка зарегистрирована в соответствующем реестре.

В ответе на второе требование (от 17 апреля 2020 года) региональный оператор заявил, что в случае расчета за фактически вывезенный мусор сумма платежа увеличивается в два раза.

«Если в расчете по нормативу стоимость услуг составляет 798 014,29 рублей в год, то при переходе на раздельное накопление, стоимость составит 1 406 957, 18 рублей в год, — рассказали в ТСЖ. — Порядок расчетов оператор не пояснил. Мы в недоумении, как вообще могут получится такие огромные суммы. При этом запугивая повышением размера платы за вывоз ТКО, регоператор фактически предлагает ТСЖ еще раз хорошенько подумать и провести еще одно собрание собственников для решения вопроса о раздельном сборе мусора».

«Региональный оператор, конечно, не прав, — комментирует ситуацию заслуженный эколог России, профессор, представитель Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Клара Романова. — У „Нижэкологии-НН“ установлены два тарифа: за вывоз зеленого контейнера (не раздельный сбор) — 634, 24 рубля за кубометр, за вывоз желтого контейнера (раздельный сбор) — 488, 21 рублей. Если на площадке стоят три контейнера, за два из которых мы платим по 634,24 рублей, а третий убираем, и ставим на его место желтый, и платим за него 488,21 — то сумма никак не может увеличиться».

Отметим, что согласно данным на сайте Госжилинспекции, из всех региональных операторов у «Нижэкологии-НН» самые высокие тарифы в регионе.

На вопрос NewsNN, по какой причине компания отказывается заключать дополнительное соглашение с ТСЖ на вывоз мусора не по нормативам, а согласно фактическому количеству вывезенных контейнеров, в «Нижэкологии-НН» ответили коротко: «Сообщаем, что это не так». Далее компания перечисляет ссылки на законы и постановления, регламентирующие раздельный сбор мусора в регионе.

Кстати, в федеральной ФАС после жалобы ТСЖ установил нарушения в работе Региональной службы по тарифам Нижегородской области при установлении предельных тарифов за услуги регоператоров. А вот вопрос об отказе оператора заключать допсоглашение был передан региональному управлению, где нарушений не нашли, и вовсе сообщили, что спор носит гражданско-правовой характер.

Сейчас ТСЖ «Верхнепечерская, 15 корпус 1» продолжают сортировать отходы, а региональный оператор продолжает выставлять счета по нормативу. Аналогичная ситуация и у находящиеся рядом ТСЖ «Дом номер 13» и «Нижнепечерская, 10». Чтобы все-таки заключить дополнительное соглашение, получить перерасчет и платить за фактический вывоз мусора, собственники обратились в суд.

Как оказалась, эта ситуация не уникальна и желающим сортировать мусор вставляют палки в колеса не только в Верхних Печерах.

«Ситуация очень распространена, особенно она касается регоператора „Нижэкология-НН“, — отметила Клара Романова. — У нас в арбитраже уже не один суд по этому вопросу. И ТСЖ „Народная, 50“ все-таки у них выиграло дело. Суд обязал их перейти на вывоз по факту».

Председатель ТСЖ «Верхнепечерская, 15 корпус 1» в разговоре с NewsNN отметила, что региональные операторы зачастую пользуется юридической безграмотностью руководителей товариществ собственников и последние вынуждены платить фактически за воздух, обогащая компании по вывозу отходов.

Интересно, что желтый контейнер «Нижэкология-НН» продолжает вывозить с площадки у дома по Верхнепечерской. Только куда? Ведь в компании считают, что ТСЖ мусор не сортирует.

«Наши отсортированный отходы — это наша собственность, которой мы можем распоряжаться так, как хотим. Мы заключили соглашение по вывозу отсортированных отходов с другим подрядчиком, — рассказала Ирина Камшилина. — Но регоператор продолжает забирать содержимое нашего желтого контейнера. Возможно, это все потом отправляется на общий полигон».

В «Нижэкологии-НН» и этот момент комментируют коротко: «Сообщаем, что это не так».

«Желтыми контейнерами командует региональный оператор, которому крайне выгодно закапывать отходы на полигоне и крайне невыгодно отправлять что-то на переработку, — говорит Асхат Каюмов. — Они с ними поступают просто: вывозят на полигон, что-то прогоняют через линию сортировки, но количество вторсырья, которое при этом образуется — низкокачественное и крайне маленькое, если верить их отчетам. Большинство все-таки закапывают. С одной стороны — сортировать надо, с другой — надо добиваться, чтобы правила игры менялись».

По его мнению, выход из ситуации надо искать в работе с областным правительством и даже изменении федерального законодательства. Пропаганда экологической ответственности и сортировки мусора среди населения не решит проблему, если брать с граждан деньги и при этом наказывать рублём регионального оператора. Эта система нуждается в исправлении.

Смешивать отходы из разных контейнеров нельзя, подчеркивает эколог. О подобных случаях нужно жаловаться контролирующим органам: в Госжилинспекции, Росприроднадзор, Минэкологии.

«В соцсетях есть группа „Свалки Стоп“, которая тоже с радостью этим занимается. Ее курирует сотрудник департамента благоустройства Нижнего Новгорода, они информацию, которая там появляется, сразу берут на карандаш и отрабатывают. Но пока регоператору не выгодно, он будет жульничать. Это бизнес. Он получает прибыль от закапывания и отсутствие прибыли от сортировки», — рассказал эксперт.

Есть еще несколько вопросов, на которых хотелось бы остановиться. Например, может ли региональный оператор оспорить раздельный выброс мусора, если в желтый контейнер попадают пищевые отходы.

«Нет, не может, — комментирует Клара Романова. — Сейчас законодательство поменяется в постановление правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и там вообще должен быть установлен антивандальный контейнер для отходов, которые на вторичку отправляются. Туда ничего другого, кроме ПЭТ бутылки, стеклянной бутылки или полиэтиленового пакета бросить нельзя».

Как отмечает Романова, если в контейнер попадают только вторичные ресурсы, тогда содержимое может вывозить любая другая компания — вплоть до того, чтобы делать это бесплатно. Такой опыт уже в есть, например, на той же Народной, 50.

«Но тут нужно правильно заключить договор — не на основании „услуга“, а наоборот: ТСЖ продает вторичные материальные ресурсы, собранные отдельно. Либо за деньги, либо за взаимозачет по транспортным услугам, — объясняет Романова. — И контейнеры должны быть установлены не на контейнерной площадке, потому что это уже не отход, а вторичный ресурс.Тогда они уже под действие регоператора не попадают. Ну и нужно, естественно, иметь грамотный договор с той компанией, которая будет вывозить отходы. И вести отчетность: вывезено от дома такого-то столько-то за такой-то период времени. И на этот объем они обязаны уменьшить объем отходов, которые определены по нормативу. И считать, что это вывезено по факту».

Я считаю, что само понятие тарифа за вывоз желтого контейнера — неправильное, — говори Асхат Каюмов. — Просто потому что этот тот самый случай — региональный оператор не сортирует, и не получает доход из желтого контейнера, со вторсырья, которое в нем. А доход откуда-то нужен. Они продавили в правительстве, что за вывоз желтого контейнера нужно брать денег с жителей, только меньше. Дальше каждый из них обосновывает, почему».

Например, у той же «Нижэкологии» львиная доля разсходов — это перевозка мусора на полигон «Маг Груп».

«Он огромный, там три десятка километров в один конец. То есть они закладывают гигантское транспортное плечо и поэтому получается дорого, — объясняет Каюмов. — Если поставить линию сортировки где-нибудь в Шуваловской промзоне и эти 30 км туда-сюда не возить, то транспортная составляющая, которая у них в тарифах составляет 60% — исчезает. И он будет уже совсем другим. Если сделать так, чтобы региональным операторам было выгодно сортировать мусор, то процент вторсырья будет не 10%, а 30, 40, и даже 50».

В Нижегородской области есть и позитивные примеры по вывозу мусора.

«Опыт в 2019 и 2020 году, который проводил кстовский региональный оператор, показал, что примерно через полгода после начала сборов в желтые контейнеры вторсырья, можно выходить на прибыль, не беря никаких денег с жителей. Это реально. Вот это надо организовывать, — уверен Каюмов. — Но гораздо легче и органам власти, и региональным операторам тупо вывозить и закапывать эти деньги, и радостно сидеть, бабло щелкать. А плохо при этом нам с вами: мы платим за этот желтый контейнер дополнительно, что ненормально, и мы платим за зеленый контейнер, который они и полупустым опрокидывают. Проигрываем мы и природа. Выигрывает власть и бизнес».

Интересно и то, что независимо от оператора, обычные нижегородцы платят за вывоз мусора гораздо больше крупных предприятий. По данным регионального отделения Общероссийского народного фронта, тарифы на вывоз бытовых отходов и размещение их на полигоне оказались в несколько раз выше, чем тарифы на размещение промышленных отходов на тех же полигонах ТБО.

«Сейчас в Нижегородской области средний тариф на вывоз и размещение коммунальных отходов для населения составляет около 6 тысяч рублей за одну тонну, — сообщают эксперты ОНФ. — Например, аналогичные тарифы установлены на Балахнинском полигоне, который эксплуатирует скандально известная компания АО «Управление отходами — НН».

«При этом стоимость вывоза и размещения опасных отходов с металлургического производства АО „ВМЗ“ на этот же полигон, оказалась в два раза ниже. Хотя по воздействию на окружающую среду и здоровье граждан, металлургические отходы, содержащие тяжелые металлы, гораздо опаснее бытовых отходов. Почему население должно платить больше, чем предприятия, чья выручка и прибыль исчисляется миллиардами рублей? Почему основная финансовая нагрузка опять должна ложиться на население?» — задаются вопросом «фронтовики».

"