«Черный пруд»: Нижегородский андеграунд. Тридцать лет спустя.

«Черный пруд»: Нижегородский андеграунд. Тридцать лет спустя.

«Черный пруд»: Нижегородский андеграунд. Тридцать лет спустя.
Аналитика

15 января 2017, 17:01
«Черный пруд»: Нижегородский андеграунд. Тридцать лет спустя.

В нижегородском центре культуры «Рекорд» произошло знаковое событие – открылась выставка творческого объединения художников «Черный пруд». Тридцать лет прошло с того момента, когда молодые представители андеграунда получили возможность свободно выставлять свои работы.  Первая выставка тогда прошла тоже здесь, в «Рекорде».

На заре перестройки

В июне 1987 года группа из девяти молодых художников заявила о себе, как о творческом объединении, которое придало географическому названию «Черный пруд» новые смыслы. Их авангардная живопись не воспринималась всерьез «официальной» художественной общественностью, а творить, работать и, главное, показывать свои произведения публике хотелось невероятно.

До этого, за редким исключением, они могли участвовать только в «квартирных» выставках, которые организовывали сами и приглашали друзей с 1977 по 1986 годы.

Галина Каковкина, нижегородский живописец и одна из учредителей объединения вспоминает, что «к этому времени мы уже абсолютно разуверились, потеряли надежду. Тогда наш Леша Сахаров пошел в горком комсомола. Видимо, тогда «сверху» пришла разнарядка, что надо работать с неформальными объединениями, а поскольку мы сами пришли, нам дали возможность выставляться здесь, в кинотеатре».

Алексей Сахаров вспоминал, что толчком к такому решению стал фестиваль, который провели в 1986 году участники тоже легендарного Музыкального Молодежного клуба (ММК) в ДК Орджоникидзе. Они смогли найти общий язык с комсомолом и провести крупный рок-фестиваль. На этом фестивале состоялась первая большая выставка — в ней участвовали не только будущие члены «Черного пруда», но и многие другие художники.

К слову, летом 2016 года в Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Рок чистой воды», посвященный тридцатилетию ММК.

Драйв узнавания

Выставки проходили на втором этаже Ротонды кинотеатра и, по словам Галины Каковкиной, для них это было бесконечным счастьем.

«Выставки шли без перерыва. И если первое время из горкома комсомола приходила какая-то дама и иногда совершенно произвольно требовала убрать какие-то картины, то скоро это прекратилось. Мы выставляли все, что хотели!», — рассказывает художница.

Действительно, в течение нескольких лет в ротонде постоянно шли выставки «Черного пруда». Общие экспозиции сменялись персональными, иногда проводились выставки только нескольких участников группы.

Тогда для вялотекущей художественной жизни закрытого города Горького это стало событием, подобным взрыву. Это была самая настоящая творческая революция. В окружении живописных полотен возникало живое общение, велись жаркие споры, появлялись первые почитатели творчества участников объединения.

Искусство «чернопрудновцев» было наполнено такой свободой, любовью и жаждой к жизни, что вызвало огромный интерес у публики, о талантливых художниках заговорили все, выставки пользовались большим интересом, о них писали газеты и снимались телесюжеты, в киноцентре проходили бурные открытые обсуждения.

А город подумал...

Группа состояла из девяти человек — Алексея Акилова, Якова Васильченко, Галины Каковкиной, Наталии Панковой, Алексея Сахарова, Николая Сметанина, Сергея Сорокина, Сергея Суворова и Геннадия Урлина.

«На самом деле, в городе думали, что нас очень много. Наверное, по тому шуму, который поднимался вокруг «Черного пруда», считалось, что это чуть ли не альтернатива Союзу художников. Но мы никогда не ставили себе таких задач», — говорит Каковкина.

Интересно, что художники не проводили  торжественных открытий своих выставок, они решили, что интереснее проводить закрытие выставок. Чтобы обсудить экспозиции со зрителями, которые уже смогли посмотреть картины, подумать об их художественной ценности, смысловых нагрузках.

«Люди приходили на закрытия, чтобы задать накопившиеся вопросы, поговорить об искусстве, великих целях и так далее. Причем говорили открыто, без стеснения и реверансов, как это принято сейчас», — поясняет Галина Каковкина. Могли высказаться и в том смысле, что «вам бы с вашей энергией канавы рыть, вот польза бы Родине была!».

Мотивация к работе

Художники вспоминают, что начало выставочного периода настолько вдохновило, что они стали работать, как сумасшедшие. «У всех головы закружились, писали днем и ночью!», — говорит Галина.

Появилась и новая форма творчества – один начинал какую-то тему, друзья ее подхватывали и тут же появлялась серия работ разных авторов, посвященная одной объединяющей идее.

Последняя совместная выставка объединения «Черный пруд» в «Рекорде» состоялась в августе1992 года.

Потом было еще несколько совместных проектов, но путь в профессиональное творчество был уже открыт и у каждого из них он стал индивидуальным и ярким.

С тех пор и до настоящего времени многие города и страны предоставляли свои выставочные площадки для персональных и групповых выставок «чернопрудовцев». Их произведения приобретают государственные музеи. Владельцами их полотен становятся частные коллекционеры в России и за рубежом. Наиболее полное собрание произведений авторов творческого объединения «Черный пруд» находится в Чувашском государственном художественном музее.

Тридцать лет спустя... продолжение

«Мы все волей или неволей перешли на профессиональный уровень, каждый нашел для себя свой путь в искусстве. Но каждый раз, когда мы встречаемся, это не просто праздник, но и повод вспомнить, как мы были молоды, счастливы, во многом — наивны, и какое было прекрасное время, когда казалось, что будущее необъятно», — сказала на открытии юбилейной выставки Галина Каковкина.

Интересно то, что в юбилейной экспозиции представлены работы художников времени начала их совместной работы и те, что писались в последние годы. Это действительно ретроспектива со взглядом в настоящее и будущее.

И ценность события тем больше, что у зрителя есть возможность увидеть то, как изменились художественные взгляды, техника, мировоззрение художников, устроивших на заре перестройки локальную творческую революцию в городе Горьком. И подаривших хмурому названию «Черный пруд» яркие краски.

Увидеть все это можно в центре культуры «Рекорд» до 5 февраля.

Текст: Татьяна Кузнецова, Фото: Кира Мишина.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter