Posted 14 января 2017,, 09:17

Published 14 января 2017,, 09:17

Modified 12 ноября 2022,, 13:59

Updated 12 ноября 2022,, 13:59

Александр Ряписов и Наталья Кузнецова: моноспектакль на двоих

14 января 2017, 09:17
Александр Ряписов и Наталья Кузнецова: моноспектакль на двоих

В предпоследний день 2016 года стало известно, что нижегородская творческая мастерская «Granart» со спектаклем «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» стала дипломантом Премии Даниила Хармса в области литературы и авангардного искусства. Моноспектакль по пьесе драматурга Олега Михайлова играет актриса театра драмы Наталья Кузнецова, а поставил его режиссер, актер, театральный педагог Александр Ряписов.

Дань обэриутам

Премия учреждена в Санкт-Петербурге в том же 2016 году. По словам организаторов, эта премия — «дань уважения Хармсу, обэриутам, их окружению и Петербургской литературной школе первой середины 20-го века».

То, что нижегородский спектакль попал не только в номинанты, но и в дипломанты новой независимой премии – знаково. Спектакли жюри оценивало по видеозаписи, которая, конечно, не может полноценно передать атмосферу действа. Да и «соседями по премии» стали такие «тяжеловесы», как, например, «Гоголь-центр» со спектаклем Максима Диденко «Хармс. Мыр».

К слову, Александр Ряписов говорит, что их фрекен Бок — абсолютно «хармсовская старуха». «Я читал его письма и поражался тому, как человек, живущий в ситуации недоедания, недоживания с помощью эпистолярного жанра создает вокруг себя комфортную человеческую атмосферу», —поясняет режиссер.

Предыстория истории

Наталья Кузнецова не впервые берется за моноспектакли. Ее «Запев мадонны с Пинеги», поставленный в 1999 году режиссером Владимиром Кулагиным, игрался на различных площадках долгие годы, объездил больше двадцати театральных фестивалей, получил массу призов, в том числе гран-при и дипломы «за лучшую женскую роль».

Поэтому, получив стипендию министерства культуры и союза театральных деятелей, Наталья пришла к Александру Ряписову с предложением найти пьесу и поставить ее. Он предложил ей около двадцати произведений, но и режиссер, и актриса остановились именно на пьесе драматурга Олега Михайлова, и это неслучайно.

Оказалось, что еще в пору работы в саровском театре драмы Александр Ряписов ставил сказку «Карлсон вернулся» на трех персонажей. Уже тогда он пытался провести мысль о том, что не очень здоровый психически Малыш придумывает для себя друга – Карлсона, а фрекен Бок в ходе действия пьесы становится ему настоящим реальным другом, которая помогает ребенку выйти из детской депрессии. «Но в наших головах прочно «сидит» тот замечательный мультик про Карлсона и выбить его было очень сложно. А через полгода я прочитал вот эту пьесу и понял, что не только я думаю так же про героев этого произведения», — говорит режиссер.

Многослойная пьеса

Если коротко, вся пьеса — это рассказ о себе почти столетней Хильдур Бок в телестудии непонятного ток-шоу. Она на камеру рассказывает о том, что пережила почти за век в благополучной, казалось бы, Швеции.

В пьесе и в спектакле несколько слоев, историй, сюжетных линий. Старая женщина вспоминает и свою сестру, которая попала под действие жуткого шведского закона о стерилизации неполноценных (в «благополучной» Швеции он действовал в годы фашизма), и работу с «особыми» детьми, и своего любимого супруга, с которым вместе они превратили свою тихую частную жизнь в ежедневный спектакль, и своего первого «пациента» - Малыша. Почти целый век в рассказе одинокой уже фрекен.

«Персонаж из мультика как-то сразу ушел из моего сознания, для меня были интересны другие смыслы и слои этого произведения», — говорит Наталья Кузнецова. А вот единственная интонация Фаины Раневской, считает актриса, которая стала одним из актерских считываний, связана с последней ролью великой актрисы – спектаклем «А дальше тишина», который она играла с Ростиславом Пляттом.

Судьба еще одной русской актрисы Валентины Караваевой тоже стала неким «вторым планом» для Натальи Кузнецовой. Караваева, после первой и единственной главной роли в советском фильме «Машенька», попала в автокатастрофу. На ее лице остался шрам, и путь в кинематограф был заказан. Больше двадцати лет Караваева играла перед любительской кинокамерой, звук записывала на допотопный катушечный магнитофон.

Так и фрекен Хильдур Бок рассказывает свою судьбу бездушной телекамере...

«Как все эти истории пришли в голову автору – для меня непонятно, он достаточно молодой человек. Все они такие пронзительные, страшные и в то же время светлые. Эта пьеса – загадка, которую мы продолжаем разгадывать», — говорит Наталья Кузнецова.

Спектакль, который меняется

Режиссер утверждает, что тот спектакль, который существовал во время премьерных показов, сильно отличается от того, который зрители могут увидеть сегодня. «После последнего показа я впервые понял, почему зрители ходят на один спектакль несколько раз. Меняется отношение актрисы к тексту, меняются отношения актриса-режиссер, спектакль сам меняется от показа к показу», — поясняет Александр Ряписов.

Еще одна особенность «Подлинной истории фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» — этот спектакль может с легкостью менять площадки — от зала Дома Актера, где прошла премьера до камерной площадки Центра театрального мастерства, где спектакль играется сейчас. По большому счету, считает Александр Ряписов, эта постановка легко может «осилить» и сцену театра драмы.

К слову, репетиции спектакля проходили именно в этом театре. Его директор Борис Кайнов предоставил актрисе и режиссеру репетиционный зал, и они оба ему крайне благодарны за эту возможность.

Авторское мнение

Автор пьесы Олег Михайлов приезжал в Нижний Новгород, чтобы посмотреть спектакль. Мнение автора, пьесу которого в прошлом году поставили в пяти театрах страны, важно и для исполнителей, и для зрителей. Тем более что сравнивать есть с чем – чуть позднее, чем в Нижнем Новгороде спектакль «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» начала играть на сцене театра на Малой Бронной Екатерина Дурова.

«Здесь я увидел тот театр, который люблю. Потому, что из стульчика, столика, скромного задника и каких-то вещей, которые умещаются в рюкзак и чемодан, из актрисы и режиссера рождается театр. Это чудо театра, которое меня всегда завораживает, ради которого я и работаю. Мне не нужны богатые декорации. Я увидел эту историю, увидел женщину, актрису. Я увидел все. Меня это поразило, и я уже сказал, что это теперь моя любимая фрекен Бок», — пояснил Олег Михайлов после спектакля нижегородским зрителям.

Следующий показ спектакля состоится в Центре театрального мастерства.

Текст: Татьяна Кузнецова Фото: Георгий Ахадов

"