Posted 13 августа 2014,, 11:04

Published 13 августа 2014,, 11:04

Modified 12 ноября 2022,, 15:38

Updated 12 ноября 2022,, 15:38

От гамбургера к расстегаю

13 августа 2014, 11:04
Тема европейских и ответных российских санкций в отношении Запада в последние дни одна из самых актуальных. «Подсаженные» довольно основательно на иностранную пищу, россияне позабыли расстегаи и кулебяки. Мнения нижегородских экспертов в отношении «продовольственных» санкций расходятся. Одни считают, что России дан уникальный шанс возродить сельское хозяйство, другие прогнозируют рост цен из-за сокращения предложения, а затем все равно возращение к иностранной продукции. Свой пессимизм последние объясняют отсутствием у сельского хозяйства нормальной производственной базы и эффективной поддержки властей.

В ответ на санкции

Введенный на год запрет на ввоз мяса, колбас, молочной продукции, фруктов, овощей и морепродуктов из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии стал ответом России на экономические санкции Запада. При этом федеральным властям было дано поручение разработать и реализовать комплекс мер по увеличению предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и недопущению роста цен.

По оценке аналитиков Райффайзенбанка, доля запрещенного к ввозу в Россию мяса составляет 40% от общего импорта в натуральном выражении, фруктов — 30%, овощей — 30%, молока и молочной продукции — 35% (в том числе 60% приходится на сыры и творог), рыбы — 50%.

Эксперты отмечают, что наибольший инфляционный риск несет в себе запрет на импорт мяса, имеющего самую крупную долю среди запрещенных к ввозу продуктов. Особенно это касается говядины, так как шок от сокращения предложения свинины ранее уже был заложен в текущей инфляции (в связи с запретом ее ввоза из ЕС еще с 27 января 2014 года), а последствия сокращения поставок курятины ограничены меньшей долей ее импорта: всего 13% мяса из всех стран, попавших под санкции.

На втором месте по степени риска, отмечает Райффайзенбанк, стоят фрукты, самым значимым импортером которых была Польша. И хотя Россия анонсировала стремление к наращиванию отечественного производства и переход на альтернативные поставки из Аргентины и Китая, этот процесс (как и переориентация на Бразилию по поставкам мяса) требует определенного времени. Не все просто и с запретом поставок молочной продукции: некоторые виды сыров с трудом поддаются замене.

Покупаем нижегородское?

Нижегородская область никогда не считалась сельскохозяйственным регионом. Хотя, справедливости ради, нужно признать, что в последние годы нижегородский АПК несколько улучшил свои позиции. Повысились урожаи зерновых, благодаря работе по селекции скота выше стали надои и привесы.

В связи с введенными ограничениями может помочь система потребкооперации, которая в советское время была мощной организацией, обеспечивавшей закупки сельхозпродукции, ее переработку и продажу по всей стране. По сути, эта система работает до сих пор, пусть и не в тех объемах, что раньше. Тем не менее Нижегородский облпотребсоюз готов задействовать внутренние резервы и увеличить закупку овощей и мяса у населения, компенсировав таким образом сокращение поставок продуктов из-за границы.

Заместитель председателя правления облпотребсоюза по заготовкам, производству и сфере услуг Татьяна Семенова говорит, что сегодня через сеть пунктов облпотребсоюза (более 1,5 тыс. точек в районах Нижегородской области) ежегодно у населения и сельхозпроизводителей закупается 7 тыс. тонн овощей и 3 тыс. тонн мяса. «Мы готовы закупить и больше: у нас и сельхозпроизводителей большие ресурсы. Однако пока рынки сбыта не позволяют нам реализовать большие объемы продукции», — поясняет Семенова.

По ее словам, сегодня продукция облпотребсоюза (принятая от населения и переработанная на предприятиях потребкооперации) реализуется в его же магазинах и в системе общепита, а также на сельскохозяйственных ярмарках. Зайти в магазины федеральных ритейлеров организации пока не удается. Но Татьяна Семенова считает, что ввод санкций послужит толчком для развития нижегородских производителей: переработчики и федеральные сети обратятся к ним для увеличения закупок продукции.

Проживем без «улучшителей»

По мнению гендиректора Дзержинского мясокомбината Алексея Костюнина, введенный запрет на ввоз говядины и свинины приведет к существенному повышению цен на продукцию мясопереработки. Ведь сегодня, по его оценке, Россия обеспечивает себя свининой на 75–77%, а говядиной — лишь на 50–60%.

Костюнин напомнил, что запрет на ввоз продукции свиноводства из всех стран ЕС, введенный еще в январе 2014 года в связи со вспышкой африканской чумы свиней на территории Европейского Союза, уже привел к подорожанию продукции мясопереработчиков. Российские мясокомбинаты дважды в этом году поднимали цены на свою продукцию. Однако даже это не спасло их от потерь. Так Дзержинский мясокомбинат в первом полугодии получил 50 млн руб. убытка.

По мнению Костюнина, запрет на ввоз мяса из других стран приведет к дальнейшему повышению цен на него, ведь моментально увеличить поголовье крупного рогатого скота и свиней российские предприятия не смогут. А вот запрет на ввоз готовой мясной продукции, по его мнению, практически не скажется на российских мясопереработчиках: сейчас в магазинах страны доля колбас иностранных производителей составляет всего 3%.

Что касается картофеля, то выращивать его можно больше. Так, сельхозпредприятие ООО «Латкин» (Арзамасский район) готово расширить площади под картофель (сейчас у хозяйства под эту культуру отведено 1 тыс. га земель). Как говорит директор хозяйства Евгений Латкин, в Нижегородской области много сельхозземель и увеличить площади не проблема. Сейчас ООО «Латкин» кроме Нижегородской области поставляет свою продукцию в другие регионы и ближайшее зарубежье (Узбекистан, Таджикистан).

Совладелец нижегородских магазинов «Калинка» Александр Степанов говорит, что в его сети очень много овощей и фруктов из Польши и российский продукт, в том числе нижегородский, вряд ли компенсирует эту недостачу из-за отсутствия крупных промышленных производителей, но он полагает, что нехватку овощей и фруктов восполнят поставщики из Турции и Китая. А вот местные поставщики, по его мнению, «вырастут» до нужных масштабов лишь через несколько лет. При этом Степанов считает, что введенные ограничения приведут к росту цен: ведь спрос останется прежним, а предложение существенно снизится.

Директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев уверен, что введенные санкции дают российскому сельскому хозяйству уникальный шанс заработать. И оно заработает в ближайшей перспективе за счет роста цен на свою продукцию. Однако в долгосрочной перспективе, если не будет разработана эффективная программа поддержки сельского хозяйства (дешевые кредиты, лизинговые программы, налоговые послабления), российская продукция будет заменена импортной из стран, которые не попали под санкции, считает эксперт.

«Процесс восстановления сельского хозяйства очень медленный», — поясняет Кузьмичев. При этом у российских сельхозпроизводителей нет складов для хранения продукции, холодильников. Поэтому, например, те же яблоки не «доживут» до весны, а у Польши технологии по сохранению фруктов есть.

Руководитель группы компаний «Фрукты и продукты» Игорь Тюрин говорит, что в его компании продукция, закупаемая в странах, в отношении которых введены санкции, занимает очень небольшую часть. В частности, около двух месяцев назад ГК приобрела ООО «Плодовое» в Краснодарском крае, которое обеспечивает группу яблоками и другой плодоовощной продукцией. Что касается популярных польских яблок, то ГК переориентировалась на Сербию, которой введенные санкции не коснулись, говорит Тюрин.

Еще более оптимистичен глава комитета АПК Законодательного собрания Нижегородской области Николай Шкилев. По его словам, россияне уже давно поняли, что большая часть импортной продукции питания некачественная и обратили внимание на российскую. «У нас достаточно площадей для того, чтобы вырастить урожай без применения «улучшителей», который обеспечивают большой урожай на малой площади», — говорит он. А ввод санкций только подхлестнет нижегородского производителя работать еще больше. По оценке депутата, область может обеспечить себя всем, ряд позиций (например, фрукты) можно ввозить из южных регионов России.

Шкилев соглашается, что в данной ситуации нужна поддержка со стороны властей, и в ближайшее время на региональном уровне власти обсудят свои действия в этом направлении.

Екатерина Чичурина

"