Posted 13 февраля 2020, 09:50
Published 13 февраля 2020, 09:50
Modified 3 ноября 2022, 18:41
Updated 3 ноября 2022, 18:41
По данным национальной конфедерации упаковщиков, 38% всего объема упаковочных материалов, которые производятся в России, приходится на пластиковую упаковку. Чуть меньше — на упаковку из дерева и его производных: бумаги и картона. На третьем месте находится стекло. Каждый десятый товар в России продается в металлической таре.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отмечает, что сейчас количество потребляемой бумаги, картона и других материалов становится меньше.
«До 2019 года производства были загружены полностью, а сегодня только на 70%. Это связано с падением жизни населения, и, как следствие, снижением потребляемого товара. А упаковка — это всегда товар», — отметил он.
По данным Торгово-промышленной палаты России, на рынке страны более тысячи производителей упаковки. Одним из самых крупных игроков является группа компаний «Готек». Там выпускают волокно, которое потом используется для производства бумаги и картона, а также полимерное сырье — для выпуска пластиковой тары и пленок. Как отмечает совладелец «Готек» Владимир Чуйков, спрос в двух сегментах рынка время от времени перераспределяется.
«Цены на мировых рынках на полимеры и на первичное волокно очень влияют на колебания спроса и, соответственно, использование материалов. Сейчас волокно упало в цене на мировых рынках уже более чем на 30%, полимеры так не падают. Снижение цен на волокно может привести к оттоку заказов с полимерной упаковки», — говорит он.
Производители стеклотары отмечают падение спроса на свою продукцию, так как она уступила место пластиковой бутылке. Потребителями продукции являются, как правило, производители алкоголя.
«На рынке сбалансировался спрос и объем производства. Это нам помогло повысить маржинальность. Второй пункт, которым мы стараемся добиться нормальной экономической маржинальности — это облегчение стекольной тары. Сейчас она вести около 265 граммов, а пять лет назад — 360», — пояснил генеральный директор компании «Сибирское стекло» Павел Бобошик.
Как подчеркнул эксперт, цена бутылки на две трети зависит от стоимости энергии и сырья. Снизить затраты на производство можно с помощью повышения доли битой посуды в стекловаренной печи. Идеальное соотношение — девять к одному.
«Если доля стеклобоя — 90-92%, то в стекловаренной печи температура 1380 градусов, если же доля составляет только 30%, то температура будет 1565 градусов. Это приводит к сокращению жизни печей на 60-70%, и, как следствие, к более высокими инвестициям и более высокой конечной цене стеклотары», — сказал Бобошик.
По его словам, завод способен делать бутылку из 92% старого стекла, но сегодня его поступает на стекольные заводы только от 7 до 12%. Все остальное остается на свалках.
Вернуть любую упаковку в промышленный оборот был призван экологический сбор, введенный в России в 2014 году. Но мера не оказала значительного эффекта. Сегодня в стране перерабатывается почти половина картонной упаковки, но только 10% пластика и стеклотары.
«Для решения проблемы государство должно принять более действенные меры. Кроме провозглашенного раздельного сбора, надо, чтобы он действительно был раздельным. Если мы наладим эту работу, возрастет нагрузка на отрасль», — отмечает Катырин.
В Нижегородской области есть успехи в переработке отходов. Так, 4 декабря российская компания «МАГ Груп» открыла предприятие «Фантастик Пластик» в столице Приволжья. Здесь происходит утилизация полиэтилена высокого и низкого давления, а также ПЭТ-бутылки. Потом из них делают грянулят, который используется в производстве новых изделий. Завод способен перерабатывать 20 тысяч тонн отходов полимеров в год.
Также есть в регионе предприятия, перерабатывающие более скромные объемы. Например, Нижегородский полимерный завод, расположенный в Дзержинске. Здесь из вторичного сырья производят гранулы ПВД (полиэтилен высокого давления), из которых можно производить упаковку и различные бытовые товары.
Раздельным сбором мусора в Нижнем Новгороде сейчас активно занимается Группа компаний «Исток». Она установила в столице Приволжья 35 пунктов приема макулатуры, стеклотары, пластиковых и алюминиевых бутылок. Собранные и отсортированные отходы компания реализует на Российские заводы-переработчики — «Кнауф», «Фантастик Пластик» и др.
Кроме того, правительство Нижегородской области реализует программу по раздельному сбору мусора. Так, в прошлом году для этих целей в регионе были установлены 900 специальных контейнеров.
Нижегородские производители упаковки ищут уникальные пути развития
В Нижегородской области более 30 производителей различных видов упаковки. По оценке министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, крупнейшие — АО «Тико-Пластик», АО «Промис» и ООО «Нижкартон».
«Тико-Пластик» расположен в Дзержинске, является одним из основных в стране производителей упаковки из полимерных материалов для продуктов и бытовой химии.
По оценке заместителя коммерческого директора по маркетингу «ТИКО-Пластик» Юлии Ларюхиной, в масштабах российского рынка потребления гибкой полимерной упаковки (ГПУ) на Нижегородскую область приходится не более 3-4%.
«Рынок ГПУ региона — развивающийся, за счет того, что промышленность области представлена многими крупными производителями пищевых и непищевых товаров широкого потребления (FMCG), в том числе федерального масштаба», — сказала Ларюхина NewsNN.
Эксперт отмечает, что объем рынка ГПУ для упаковки FMCG товаров в 2019 году составил 500 тысяч тонн. Его динамика держится на уровне 4-6% в год. Это связано с ростом производства пищевых и непищевых продуктов в России.
«Упаковка ГПУ используется во все большем количестве продуктовых сегментов из-за своих преимуществ — меньшего веса, меньших энергетических затрат на производство, логистических затрат. Кроме того, ГПУ обеспечивает сохранность продукта за счет высоких барьерных свойств — защиты от УФ-лучей, влаги, кислорода, загрязнений», — отметила она.
ТИКО-Пластик на 99% использует свои полимерные отходы обратно в производстве, применяя вторичное сырье в изготовлении некоторых видов продукции в разрешенных рецептурах.
По словам Ларюхиной, тенденция общества на использование более экологичных видов упаковки практические не влияет на рынок ГПУ. Дело в том, что бумажные пакеты в несколько раз дороже полиэтиленовых, и «не каждый сегмент „вытерпит“ такое удорожание».
По мнению Ларихиной, суждение о том, что бумажный пакет более экологичный, является мифом. Дело в том, что для производства одной тонны целлюлозы требуется три тонны древесной щепы. Для полной замены всех выпускаемых сейчас пластиковых пакетов нужно вырубить более 16 млн деревьев. Кроме того, при выпуске бумажной продукции расходуется в 33 раза больше воды.
Лидеров в производстве стеклянной тары на рынке Нижегородской области является АО «Балахнинское стекло». Там выпускают бутылки для предприятий ликероводочной промышленности, производителей соков, минеральной воды, кетчупов и растительных масел.
Это предприятие заняло особую нишу на рынке стекленной упаковки, выпуская тару по индивидуальным эскизам, с использованием декора. Это позволило «Балахнинскому стеклу» в последние годы удвоить производственные мощности.
Свою нишу нашло и нижегородское АО «Промис», где производят картонную упаковку и бумажные инструкции для фармпромышленности России.
«Доля „Промис“ на российском рынке картонной упаковки для лекарственных средств в 2019 году составила 17% в натуральном выражении. Каждая шестая картонная упаковка для лекарств, продаваемая в аптеках России, произведена у нас», — рассказал NewsNN генеральный директор «Промис» Евгений Слиняков.
В «Промис» стремятся держать курс на экологичность. Так, отходы бумаги и картона, которые образуются в процессе производства, отправляются на дочернее предприятие -ООО «Авангард». Оно ежегодно собирает и отправляет на заводы региона для дальнейшей переработки более 6,5 тысяч тонн макулатуры, из них примерно 1,7 тысяч тонн — от «Промис». Макулатура как вторсырье востребовано у производителей кровельных и строительных материалов.
По оценке Слинякова, спрос на полимерную и экологическую упаковку из картона определяет, в первую очередь, покупательская способность населения. Крупные компании в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности используют упаковку из картона. Малые и средние компании в пищевой промышленности используют чаще полимерную упаковку, так как она дешевле.
«Думаю, что в ближайшем году будут развиваться пункты приема вторсырья из картона, бумаги и алюминия, переработка которых давно налажена и развивается. Пластик как вторсырье не очень востребован, так как в России есть большие мощности нефтеперерабатывающих заводов, выпускающих сырье для полимерной упаковки и не организован раздельный сбор пластика разных сортов на придомовых территориях», — заключил Слиняков.
Сейчас российский рынок упаковки занимает восьмое место по объемам в мире. Несмотря на потрясения в экономике на нем сохраняется рост. Большинство игроков продолжает вкладывать средства в собственное развитие, предполагая, что восстановление покупательского спроса на товары подстегнет и упаковочную отрасль.