Детям могут запретить носить смартфоны в школу: пойдет ли это на пользу?
Аналитика

Детям могут запретить носить смартфоны в школу: пойдет ли это на пользу?

12 июля 2019, 15:00Photo: flickr.com
В течение месяца специальная рабочая группа разработает ограничения по пользованию гаджетами в школах. Однако большинство родителей не одобряют эту идею, ведь телефоны сегодня — это вопрос контроля детей и их безопасности. NewsNN узнал мнения экспертов.

Обсуждение проблемы гаджетов состоялось на заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 4 июля 2019 года. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко озвучила проблему, которая тревожит педагогическое сообщество — наличие смартфонов отвлекает от учебного процесса и мешает учителю вести урок, а вместо общения на переменах дети берут в руки телефоны. Также возникает проблема социального неравенства, когда одни могут себе позволить гаджет последней модели, а другие нет.

Валентина Матвиенко
Photo:pskov.ru

«Возможно, нужно создать условия для хранения телефонов, чтобы ребенок после школы мог позвонить родителям. Но в класс не брать. Телефоны у детей на уроках и на переменах быть не должны», — заявила Матвиенко.

На решение вопроса отвели месяц. За этот срок рабочая группа, состоящая из представителей Роспотребнадзора, Рособрнадзора и министерства просвещения РФ, должна разработать правила пользования смартфонами в школах, учитывая все аспекты и не нарушая законодательство.

Родители отреагировали на инициативу Матвиенко по-разному, но большинство — 87% — высказалось за то, что телефон необходим для постоянной связи с ребенком. Такие результаты показал опрос, проведенный проектом «Дети Mail.ru», в котором приняли участие более 10 тысяч человек.

Photo:1mi

Что касается образовательного процесса, половина родителей (50%) уверены, что телефоны все же мешают учебе. Несмотря на это, 84% участников опроса разрешают своим детям брать в школу мобильный телефон.

Сергей Злобин
Photo:nne.ru

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин считает, что запрет на использование смартфонов в школе — мера излишне радикальная. Тем более, что многие преподаватели успешно внедряют современные технологии в образовательный процесс, в том числе, используют и смартфоны, например, при организации интерактивных опросов.

«Безусловно, есть дети, которых мобильный телефон отвлекает от занятий, но в этом и состоит задача педагога — провести урок настолько увлекательно, чтобы заинтересовать каждого ученика. Возможно, стоит ввести специально отведённые места в образовательных организациях, где можно было бы безопасно оставлять на время смартфоны, но не запрещать их использование совсем», — рассказал NewsNN министр.

Галина Клочкова
Photo:NewsNN

Похожего мнения придерживается директор частной школы им. Ломоносова Галина Клочкова. Дети живут в мире гаджетов, это очевидно и нормально, считает она. Необходимо настроить школьные программы в унисон с виртуальным миром, провести анализ учебных действий с точки зрения их адекватности запросам будущего.

«В нашей школе уже два года действует программа, регламентирующая использование любых девайсов. Соглашение подписывается родителями и ребёнком, в нем много важных пунктов, а неисполнение соглашения лишает ученика возможности пользоваться чем-либо электронным вообще. Наши ученики стараются соответствовать правилам, ведь это в их интересах — процесс обучения тесно связан с возможностями гаджетов — поиск информации, презентации, коммуникации, электронное оценивание, работа в GSuite», — поделилась своим опытом директор школы им. М. В. Ломоносова.

Маргарита Ушакова
Photo:zsno.ru

Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова, напротив, не является сторонницей использования смартфонов школьниками во время учебного процесса.

«Да, с помощью гаджетов учиться легче, поскольку можно в считанные секунды получить любую информацию, используя доступ в интернет. Однако мы должны понимать, что именно в школьном возрасте ребенок должен развивать и тренировать память и логику, а из интернета он получает готовые данные. Добавим к этому, что всемирная сеть становится инструментом для обретения действительно нужной информации только в умелых руках», — рассказала она в разговоре с NewsNN.

Для младших школьников доступ в сеть точно должен быть ограничен, считает Ушакова. «Да и развитие таких необходимых во взрослой жизни коммуникативных навыков наличие смартфона иногда снижает. Некоторым кажется куда интереснее проводить время, уткнувшись в свой гаджет, нежели общаясь с одноклассниками», — добавила она.

Однако, по словам Ушаковой, речь не должна идти о жестком запрете. В школе дети могут пользоваться обычным кнопочным телефоном. Основную ответственность за ребенка несут родители, именно они должны договариваться со своими детьми, объяснив, что обычного телефона в школе будет вполне достаточно.

Photo:pimunn.ru

Идею сохранения кнопочного телефона поддерживает и руководитель университетского центра психологии и развития детей на базе Института педиатрии ПИМУ, психиатр Оксана Баландина. По ее словам, телефон должен сохраниться как средство связи с родителями, но не более того.

«В современном мире много зависимостей, в том числе, информационной, компьютерной. Социальные сети заменили детям живое общение. Для детей смартфон — не источник информации, а заменитель взаимодействия, и это пагубно отражается на ребенке, особенно в раннем возрасте. Нужно ограничить детей в смартфонах. Но в то же время полностью отказаться от них нельзя. Родители должны с первого класса привить ребенку правило: телефон — не игрушка, а это средство связи. Это позволит в дальнейшем избежать тревожности и стресса», — отметила Баландина.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter