Posted 11 ноября 2016,, 09:14

Published 11 ноября 2016,, 09:14

Modified 12 ноября 2022,, 14:01

Updated 12 ноября 2022,, 14:01

Проедут без остановки: в малых городах ожидают ухудшения экономики из-за пуска ВСМ

11 ноября 2016, 09:14
Проедут без остановки: в малых городах ожидают ухудшения экономики из-за пуска ВСМ

Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Нижний Новгород – Казань отправили на доработку. Правительство РФ считает, что нужно сократить риски государства. Однако, по мнению экспертов, есть и другие угрозы, например, для благосостояния небольших городов, расположенных по нынешнему железнодорожному маршруту до Москвы.

Высокоскоростная магистраль, несомненно, сулит выгоду и экономию времени жителям областных городов. А вот небольшие города, в которых остановки поездов не предусмотрены, могут лишиться части заработка.

По проекту ВСМ остановки высокоскоростных поездов предусмотрены на 15 станциях: Москва (Курский вокзал), Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец. В Нижегородской области поезда будут останавливаться в Дзержинске, Нижнем Новгороде, в аэропорту, на железнодорожных станциях Нива и Полянки. Затем будут остановки на станциях Чебоксары, Помары, Казань-2.

Сейчас, согласно сайту РЖД, поезда из Москвы до Нижнего Новгорода (кроме «Стрижей») делают до трех остановок в области. Это Ильино, Дзержинск, Шахунья. Поезд от Нижнего Новгорода до Казани останавливается в области восемь раз: на станциях Суроватиха, Сечуга, Арзамас-1, Арзамас-2, Перевозская, Смагино, Сергач и Пильна.

Таким образом, число остановок в Нижегородской области сократится с 11 до четырех (без учета Нижнего Новгорода).

Однако жители большинства небольших городов, где останавливаются поезда дальнего следования, традиционно работают на железнодорожных станциях, обслуживая поезда, пути, продавая билеты, либо торгуют на станциях.

Депутат Заксобрания Нижегородской области Владимир Буланов считает несправедливым, что ВСМ фактически строится только для жителей городов-миллионников. По его мнению, такие дороги должны строиться для всех прилегающих территорий с населением не менее 50 тысяч жителей.

По мнению Буланова, отмена остановок поездов в малых городах приведет к оттоку жителей в те города, где работа есть. Он сравнивает это с «закрытием деревенской школы, которое ведет к вымиранию села».

Директор HeadHunter в Поволжье Софья Исакова соглашается, что мелкий бизнес, арендующий площади на вокзалах и около вокзала, скорее всего, пострадает.

«Но главный вопрос – исчезнут ли станции в мелких городах после постройки магистрали? Я почти уверена, станции останутся, так как все равно будет пригородное и нескоростное сообщение. В таком случае, как были ларьки и киоски около этих станций, так они там и останутся. А в РЖД, я думаю, рабочие места еще и прибавятся, так как нужны будут высококвалифицированные рабочие и инженеры для обслуживания новой магистрали», – рассуждает Исакова.

Замдиректора представительства АО «Финам» в Нижнем Новгороде Павел Корчагин соглашается, что сокращение числа остановок может ухудшить положение занятых в обслуживании железной дороги людей. Но он напомнил, что экономические условия постоянно меняются, под них адаптируется и экономика.

«Возможно, люди, потерявшие доход из-за обслуживания высокоскоростного железнодорожного сообщения, смогут применить себя в сфере пригородного сообщения, – полагает он. – Ведь пассажиропоток со скоростных поездов будет выбирать этот вариант сообщения для того, чтобы добраться до своей станции назначения от остановок скоростных поездов».

Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев напоминает, что региональные и скорые поезда, которые ходят сейчас и делают больше остановок, не исчезнут и будут ходить по прежнему расписанию.

«Скоростные поезда по ВСМ запустят параллельно, и, конечно же, они должны делать меньше остановок, потому что главная их цель – максимально быстрое сообщение между самыми крупными ближайшими центрами областного и республиканского значения», – напомнил он.

По словам Пушкарева, ВСМ оживит деловую активность Нижнего Новгорода, что, в конечном счете, положительно скажется и на жителях всех городов области.

Екатерина Чичурина

"