Posted 11 октября 2019,, 07:42

Published 11 октября 2019,, 07:42

Modified 3 ноября 2022,, 18:37

Updated 3 ноября 2022,, 18:37

Регионы РФ не справляются со строительством метро без федерального софинансирования

Регионы РФ не справляются со строительством метро без федерального софинансирования

11 октября 2019, 07:42
Фото: 1mi
В Нижнем Новгороде за последние десять лет было открыто всего две новых станции метро. В настоящее время продление подземки не ведется из-за отсутствия финансирования. NewsNN выяснил, как обстоят дела со строительством метро в других городах РФ, и почему по всей стране, кроме Москвы, одни и те же проблемы.

Больше половины городов-миллионников без метро

В шести городах РФ (Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург и Новосибирск) возведением метро начали заниматься еще при Советском Союзе. Тогда существовало негласное правило: город-миллионник (население превышает один миллион человек, — прим. NewsNN) имел право на получение средств на подземку. Впоследствии и в России строительство метро поддерживалось федеральным центром. В частности, возведение подземки началось в Казани.

Однако в 2010 году федеральный бюджет прекратил софинансировать строительство региональных метрополитенов. Средства выделялись только в преддверии масштабных мероприятий.

Например, Нижний Новгород получил федеральные деньги на строительство станции «Горьковской» в рамках празднования 400-летия Нижегородского ополчения, а в Казани три станции («Яшьлек» (Юность), «Северный вокзал» и «Авиастроительная») были возведены к «Универсиаде» 2013 года. Также нескольким городам, в частности Нижнему Новгороду, дали деньги на строительство станций накануне Чемпионата мира по футболу 2018 года.

К настоящему моменту совсем нет метро в восьми из 15 городов-миллионниках: Челябинске, Омске, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске, Перми, Воронеже, Волгограде. В части из них работы начинались, но были заморожены из-за отсутствия финансирования.

К примеру, омский метрополитен начали строить в 1992 году. Открытие пускового участка из пяти станций переносили несколько раз: на 2008-й, 2012-й, 2015-й и 2016-й. Однако, так и не открыв ни одной станции, в мае 2018 года местные власти приняли решение заморозить строительство. В этом году стало известно, что возобновлять работы не будут, а существующие объекты используют для развития трамвайной сети.

Строительство метро в Уфе, начатое в 1996 году, было отменено в 2011-м. Решение о консервации подземки было принято в 2017-м. После этого власти решили развивать сеть быстрых автобусов большой вместимости на выделенных полосах.

В Челябинске, Ростове-на-Дону и Красноярске пока по-прежнему планируют ввести подземку в эксплуатацию в ближайшие годы. При этом во всех этих городах работы приостанавливались на длительный срок из-за отсутствия средств в местных бюджетах.

Метро есть, но не развивается

Только в семи городах России есть метро. Однако активно развивается оно только в столице. Стоит отметить, что в прошлом году в Москве было построено 17 станций — это число стало рекордным за всю историю подземки. При этом во всех городах-миллионниках в 21 веке — только 22, из которых 11 — в Казани.

Нижний Новгород сейчас находится в сложной ситуации. Уже готовы проекты для строительства трех новых станций («Сенная», «Оперный театр» и «Волга»), однако денег в городском и региональном бюджетах на эти цели нет. Правительство Нижегородской области сообщало, что ждет софинансирования из федеральной казны. Однако там рассказали, что сейчас в приоритете строительство новых дорог, а не метрополитенов, поэтому правительство РФ не намерено выделять средства на нижегородскую подземку.

Планировалось, что две новые станции станут подарком жителям Нижнего Новгорода на 800-летие города. Однако выделенные из бюджета РФ на празднование 10 млрд рублей пошли на другие проекты. В частности, 3 млрд рублей направлено на благоустройство парка «Швейцария».

Продление метро в Екатеринбурге также не ведется в настоящее время из-за отсутствия финансирования, сообщили NewsNN в городском комитете по строительству. «Рассматривается возможность проектирования и строительства второй линии метрополитена с семью станциями», — добавили там.

С 2009 по 2019 годы в Екатеринбурге было построено и введено в эксплуатацию две станции — «Чкаловская» и «Ботаническая». Работы по их возведению начались еще в 1997 году. Две новые станции обошлись в 14,5 млрд рублей.

Низкими темпами строится метро и в Новосибирске. Начиная с 2011 года, там была введена лишь одна станция («Золотая Нива»), а также несколько вестибюлей с входами и подземными переходами. Как рассказали NewsNN в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска, стоимость строительства одной станции в зависимости от ее типа и глубины заложения составляет от 2,8 до 4 млрд рублей.

«Проблема метростроения в России общегосударственная, непосильная отдельно взятому региону или городу. Исторически сложилось так, что строительство Новосибирского метрополитена, как и других российских метрополитенов, осуществлялось на условиях софинансирования из федерального и местного бюджетов. Задержка в развитии Новосибирского метрополитена связана с прекращением, начиная с 2010 года, государственной поддержки из федерального бюджета», — отметили в департаменте.

Только после возобновления федерального финансирования возможно дальнейшее проектирование и строительство участков и линий Новосибирского метрополитена, считают в городском департаменте транспорта.

На развитие подземки в Самаре не повлиял даже ЧМ-2018. Футбольный стадион там построили на окраине — в стороне от единственной работающей ветки метро. Планировалось, что в том направлении пойдет вторая ветка, но для ее строительства денег не нашли.

Почему регионам не дают деньги, и где их взять?

«Сегодня государственная программа развития метрополитенов отсутствует. Регионы вынуждены рассчитывать только на собственные силы», — объясняет медленные темпы строительства подземок генеральный директор СРО А «Подземдорстрой», исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада, член Совета директоров от Европы ACUUS Сергей Алпатов.

По его словам, сегодня крайне необходимо разработать и включить в Генеральные планы территориального развития городов раздел по подземному строительству, а также принять Федеральную программу развития метрополитенов.

«Нигде в мире метро не строится исключительно за средства региональных бюджетов: обычно инвестиции в равных долях поступают из федеральных и региональных бюджетов, а также от частных инвесторов», — сказал Алпатов в беседе с NewsNN.

По словам директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, субъектам РФ тяжело строить новые станции метро за собственные деньги. «Метро — это выгодно, но выгодно потом, а сразу — требует огромных денег. В Москве оно строится, потому что у города профицит бюджета. А чем больше ты строишь, тем стоимость километра меньше. То есть, если нет денег на строительство, то оно выходит еще дороже», — сказал он в разговоре с корреспондентом NewsNN.

По словам Журавлева, у минфина РФ позиция «максимальной экономии и минимального спонсирования проектов регионов». «И для минфина такая позиция правильная. Но глава правительства должен сказать о том, что деньги все равно должны выделяться. Но наше правительство этого не говорит», — отметил эксперт.

У регионов есть два варианта развития подземки без федерального софинансирования, говорит Журавлев. Первый — прямые займы у банков, второй — государственно-частное партнерство. «Второй сложнее, потому что метро начинает давать отдачу при условии, что его уже построили и построили в большом объеме. Потому что если у вас три станции, то никто ездить не будет», — добавил он.

Частное метро — реально?

Проект строительства метро в различных городах России без использования федеральных средств предлагает Ринат Бичурин. Он инициировал создание частного метро, однако пока ни один из городов страны проект не одобрил.

Почти из 60 городов России Бичурину пришли «смешные бюрократические отписки», рассказал он NewsNN. «Городские власти коррумпированы и поэтому без их личного интереса проект не получит „зеленую улицу“», — отметил он.

Сейчас Бичурин ищет инвесторов для строительства надземного метро на частной земле в пригородах. «После того, как будут построены первые линии надземки, можно будет начать борьбу за строительство частного метро в самих городах. Начать следует с городов-миллионников, где нет даже намека на метро», — считает он.

По мнению Бичурина, проект частного метро окупится в короткий срок за счет доходов от аренды коммерческих помещений в составе надземных станционных комплексов. При этом себестоимость поездки будет составлять меньше 10 рублей. Отметим, что сейчас в Нижнем Новгороде она больше 56 рублей.

Кроме того, по оценкам предпринимателя, продление подземки на 10 км стоит примерно 50 млрд рублей. В то же время, годовой бюджет Нижегородской области составляет порядка 170 млрд рублей. «Бюджет Москвы превышает бюджет Нижегородской области — в 10 раз. Размеры столичного бюджета позволяют выделять на строительство метрополитена огромные суммы», — говорит он.

«После 2024 года, по моему мнению, государственный метрополитен будет приватизирован. Соответственно произойдет слияние в единое публичное акционерное общество частного надземного метро и бывшего государственного подземного метрополитена [при условии, что к тому времени частное метро будет построено, — прим. NewsNN]. Проект „Новое метро России“ в будущем станет „голубой фишкой“ российского фондового рынка наряду с РЖД и Газпромом», — заявил Бичурин.

Журавлев относится к проекту создания частного метро в России с большим скепсисом. «Не потому что это плохо было бы, а потому что я таких мазохистов среди частных предпринимателей представить не могу, которые будут за свой счет строить метро, потому что это дико дорого, а окупаться начнет спустя годы», — пояснил он.

С ним согласен и Алпатов. «Затраты на развитие подземной транспортной инфраструктуры весьма велики и имеют длительный срок окупаемости, поэтому вряд ли подобные проекты всерьез заинтересуют частного инвестора», — говорит он.

Но, по словам специалиста, можно закладывать в проекты метрополитенов такие сооружения, в которых заинтересован инвестор. Например, подземные галереи, объекты здравоохранения, спорта, общепита, которые быстро окупаются.

«Для развития подземного строительства нужна политическая воля, а инвесторы — появятся», — заключил Алпатов.