Posted 11 сентября 2014,, 09:47

Published 11 сентября 2014,, 09:47

Modified 12 ноября 2022,, 15:32

Updated 12 ноября 2022,, 15:32

Сыграем на «гармошке»

11 сентября 2014, 09:47
Администрация Нижнего Новгорода, готовясь в том числе к наплыву гостей города во время чемпионата мира по футболу 2018 года, озаботилась обновлением автопарка МП «Нижегородпассажиравтотранс». Для начала планируется взять в лизинг 30 сочлененных автобусов большой вместимости — так называемые «гармошки». Это вызвало всплеск депутатских дискуссий, в ходе которых выяснилось, что заботливые власти продумали далеко не все.

10 сентября на заседании постоянной комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике думы Нижнего Новгорода директор департамента транспорта и связи Анатолий Гусев доложил депутатам о планируемом конкурсе по закупке в лизинг 30 сочлененных автобусов стоимостью около 12 млн руб. каждый. Максимальная цена контракта — 633,88 млн руб. Срок договора — 7 лет: с 2015 по 2021 год. Платежи в погашение кредита будут вноситься равными долями в размере не более 90,555 млн руб. Удорожание лизинга — не более 10,7% в год.

Как рассказал Анатолий Гусев, если брать автобусы меньшей вместимости, выйдет дешевле (их стоимость — до 8,5 млн руб.), но «гармошки» вмещают в полтора раза больше пассажиров. Он особо подчеркнул, что желаемые автобусы низкопольные, что делает их доступными для передвижения на инвалидных колясках. В таком автобусе имеется одна площадка для установки коляски. «Гармошки» рассчитаны на 146 мест, из них сидячих 31. Двигатель дизельный, экологического класса не ниже «Евро-5». Машины оснащены системой кондиционирования воздуха. Департамент транспорта намерен использовать их на маршрутах с высоким пассажиропотоком, но только в часы пик: директор департамента отметил, что движение таких автобусов весь день неэкономично.

— По опыту города Сочи такие автобусы с учетом того, что мы будем принимать чемпионат мира 2018 года и нам в рамках транспортной стратегии необходимо будет обеспечить подвоз болельщиков-пассажиров на матч чемпионата, нам необходимо будет использовать автобусы-шаттлы. Соответственно, приобретая эти автобусы, мы решаем вторую задачу: они будут использованы для чемпионата мира. Причем для чемпионата мира будет совершенно другая организация дорожного движения, и эти автобусы будут идти по выделенной полосе отдельно от другого транспорта, — пояснил Анатолий Гусев.

Лизинговая компания, которая поставит «гармошки», пока неизвестна. Но до 1 декабря 2014 года они уже должны будут пополнить автопарк МП «Нижегородпассажиравтотранс». На момент проведения ЧМ-2018 года им будет по 3,5 года, что, по мнению Анатолия Гусева, вполне нормально.

— Целесообразность обновления парка вопросов не вызывает, целесообразность закупки именно этих автобусов по этой схеме вызывает вопрос: четыре года эксплуатации автобусов… Представляете, в каком они состоянии будут? — поинтересовался депутат Анатолий Волков.

Анатолий Гусев еще раз повторил:

— Не четыре, а три с половиной года. К тому же согласно условиям лизинга автобусы два года будут на гарантии.

— Посмотрите, в каком состоянии автобусы, которые мы последний раз закупали, — продолжил Анатолий Волков.

— Им уже по восемь лет, они свой ресурс «съели», — напомнил директор департамента.

— Мы могли бы эти «гармошки» закупить чуть позже. Я не говорю, что их не надо закупать. Я не спорил бы с вами и не вступал в дискуссию, если бы у нас стояло мешков пять лишних денег и мы обсуждали с вами, как их эффективно потратить. Но, к сожалению, у нас пока нет этих денег, — заметил Волков, добавив, что обычные автобусы стоят в пределах пяти миллионов рублей.

— Это высокопольные автобусы, — подчеркнул Анатолий Гусев.

— Вы поймите: у нас сейчас катастрофически не хватает автобусов. Из-за этого «Нижегородпассажиравтотранс» недобирает выручку. Это значит, дотации из бюджета идут, — горячился депутат. — Если бы муниципальное предприятие было прибыльным, да ради бога: если директор предприятия считает, что надо покупать какие-то еще автобусы — пусть закупает. Но речь сейчас о чем идет: вот эти 90 миллионов, которые составляют ежегодный платеж, вы, как я предполагаю, заложите в финансовый план предприятия в сумму дотаций из городского бюджета. Я правильно вас понимаю?

— Правильно.

— Вот о чем идет речь! Поэтому, прежде чем организовывать эти аукционы, надо было с депутатами посоветоваться, которые, кстати, будут утверждать бюджет. У нас получается так: вы проведете сейчас конкурс на автобусы, целесообразность закупки которых в этом году, еще раз повторяю, вызывает очень большие сомнения... Вы проведете аукционы, потом депутатам будете говорить: «Ребята, у нас эта сумма утверждена, мы же не можем не исполнять обязательства по договору лизинга.

В свою очередь Анатолий Гусев обратил внимание депутатов, что в Нижнем Новгороде должна реализовываться программа безбарьерной среды.

— Я не хочу обижать инвалидов, абсолютно. Но понимаете — есть приоритеты. Да, низкопольные автобусы должны существовать. Но мы пока, к сожалению, не можем закупить на 100% весь парк низкопольных автобусов. Они дорогие. Я не обсуждаю, надо закупать или не надо. Я обсуждаю, что надо закупать, когда и как закупать, — резюмировал господин Волков.

Председатель комиссии Марк Фельдман поддержал коллегу Волкова: за те же средства можно было бы приобрести не 30, а 60 автобусов, которые в высокой степени могли бы снять напряженность на «Нижегородпассажиравтотрансе».

— Трудно спорить, что за четыре года любая техника, которая эксплуатируется на не самых лучших дорогах, будет изношена, — согласился он, предложив на профильной комиссии (то есть постоянной комиссии по транспорту и связи) рассмотреть концепцию ротации подвижного состава.

Заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Андрей Чертков, присутствующий на бюджетной комиссии, заявил, что закупка «гармошек» обсуждалась с председателем постоянной комиссии по транспорту и связи Алексеем Гойхманом, который это дело одобрил. Что касается якобы слишком преждевременной закупки автобусов с прицелом на ЧМ-2018 и апеллирование Анатолия Волкова к опыту Сочи, закупавшего автобусы за год до начала Олимпиады, то замглавы администрации предупредил: Сочи столкнулись с проблемой, с которой в 2018 году столкнутся все города, которые будут проводить чемпионат мира.

— Невозможно выпустить в Российской Федерации за год такое количество автобусов, — заверил он. — И в Сочи в связи с этой проблемой набирали автобусы со всех городов. Казань поставила 600 автобусов вместе с водителями, другие города. Поэтому говорить о том, что за год мы с вами закупим 600 автобусов на пять миллиардов, — это нереально. Не забывайте, что у нас не только «Нижегородпассажиравтотранс», в следующем году в любом случае мы должны готовить на замену вагоны метрополитена. Потому что в следующем году у нас, по-моему, 25 вагонов исчерпают свой ресурс, мы должны провести их капремонт или закупить новые. Надо обновить парк троллейбусов и трамваев. Понятно, что очень тяжелая ситуация финансовая, но мы не должны уходить от того, что каждый год мы должны что-то обновлять… Если вы говорите, что на эти деньги можно купить два автобуса, я согласен с этим. Но по расходу топлива и, самое главное, зарплате водителей экономия будет.

Решение о закупке «гармошек» не было спонтанным, возразил Анатолию Волкову господин Чертков: была проведена большая работа, в том числе на комиссии. К тому же городу нужны все автобусы: и большие, и средние, и малые. А сэкономить можно будет на газомоторных автобусах, закупка которых финансово поддерживается из федерального бюджета.

В дискуссию вступил депутат Игорь Богданов:

— Никого не хочу обидеть, но мы все время забываем про детей. У нас десятая часть населения города — это дети, школьники, которых мы должны возить на соревнования, в том числе на чемпионат мира. Вот из 140 мест есть 31 одно место, не оборудованное ремнями. Мы имеем право перевозить детей только сидя. Вот эти автобусы абсолютно не подходят, — заявил он, напомнив, что в соответствии с новыми правилами детей можно перевозить организованными группами только сидя.

Анатолий Гусев, поблагодарив за данное замечание, рассказал, что администрация города подписала соглашение с регионом, согласно которому на условиях равного софинансирования муниципалитетом Нижнего Новгорода будут закуплены три автобуса для так называемой маломобильной группы граждан: инвалидов и детей.

— Три автобуса. На 100 тысяч детей, — сокрушался Игорь Богданов, отмечая, что сегодня образовательные учреждения не в состоянии содержать автобусы ни финансово, ни юридически.

Андрей Чертков дополнил, что еще пять-восемь автобусов планируется закупить в парк администрации города, чтобы выделять их по заявкам школ, о чем «Ньюс-НН» сообщал ранее.

Анатолий Волков призвал Андрея Черткова «подумать еще 300 раз», прежде чем выделять полосу для общественного транспорта на проспекте Гагарина, на которую нельзя заезжать обычному транспорту. Депутат уверен, что это грозит коллапсом:

— Там и так сейчас люди добираются до Щербинок от Дворца спорта два часа, потому что там левые повороты кругом.

— Там три полосы, поэтому мы выбрали проспект Гагарина, — объяснил Чертков. — Но если вы хотите знать мое мнение, то у меня автолюбители на втором месте.

Андрей Чертков заверил, что инфраструктура для введения выделенной полосы будет подготовлена. По ней станут ходить только «гармошки», другие автобусы будут убраны. Не исключено, что будут упразднены и «маршрутки» частных перевозчиков, которые перевозят сегодня пассажиров по проспекту Гагарина: Андрей Чертков считает это целесообразным.

Ирина Славина

"