Posted 11 июня 2020,, 09:09

Published 11 июня 2020,, 09:09

Modified 3 ноября 2022,, 18:50

Updated 3 ноября 2022,, 18:50

Стоит ли допускать частников к питанию нижегородских школьников?

11 июня 2020, 09:09
В будущем году все учащиеся начальной школы будут питаться бесплатно в Нижегородской области. На эти цели власти направят 680 млн рублей. NewsNN выяснил, как сделать так, чтобы выделенные деньги помогли организовать качественное питание детей?

В январе президент России Владимир Путин в ходе обращения с посланием к Федеральному Собранию страны дал поручение обеспечить учеников 1-4 классов бесплатным горячим питанием с 1 сентября 2020 года. После чего губернатор Нижегородской области Глеб Никитин велел создать рабочую группу, которая будет включать в себя представителей региона, муниципалитетов и территориальных структур органов федеральной власти.

К настоящему моменту известно, что для организации с 1 сентября горячего питания 146 836 младших школьников области правительство РФ выделит региону 409,8 млн рублей, софинансирование области составит 276,6 млн рублей. По данным администрации Нижнего Новгорода, в Столице Приволжья бесплатным горячим питанием будут обеспечены 14,5 тыс. первоклассников.

В департаменте образования Нижнего Новгорода NewsNN рассказали, что на данный момент на уровне Федерации прорабатывается вопрос о механизме предоставления субсидии и определения регионов, в которых с 1 сентября будет организовано бесплатное питание учащихся начальной школы.

«Определение порядка выбора организатора питания будет возможно после получения методических рекомендаций по предоставлению субсидии», - пояснили в ведомстве.

На рынке данных услуг в связи с выделением федерального финансирования активизировались коммерсанты, которые хотели бы заработать на школьном питании. Сейчас в нижегородских СМИ появляются хвалебные публикации, например, посвященные торговому дому «Народный», от услуг которых в декабре прошлого года отказались ряд школ Автозаводского района. Кроме того, с политическими заявлениями на эту тему выступают некоторые политики. Это депутат городской думы Евгений Сабашников и его однопартиец Игорь Богданов. Первый считает, что недопустимо монаполизировать рынок школьного питания, второй — что выбирать фирму, которая будет кормить школьников, должны директора образовательных учреждений.

Сабашников выносил вопрос изменения системы питания на обсуждение думы, но предложение было отклонено. Политобозреватель Валентина Бузмакова отметила в разговоре с NewsNN, что таким образом справедливороссы пытаются набрать политические очки перед выборами.

В администрации Нижнего Новгорода уверены, что работой по организации питания в школах должна заниматься одна организация — Единый центр муниципального заказа (ЕЦМЗ). Это позволит осуществлять властям качественный контроль — от закупки продуктов до попадания их на столы. Кроме того, это облегчит работу властей по приведению в порядок школьных пищеблоков.

«Администрация несет ответственность за качество питание учеников, поэтому мы вправе выбирать предприятие, которое будет осуществлять эту деятельность», — отмечала в своем выступлении глава департамента образования Нижнего Новгорода Елена Платонова, выступая перед депутатами думы Нижнего Новгорода.

Председатель совета отцов Нижнего Новгорода и участник проекта «Родительский контроль» Александр Заремба видит в организации питания с помощью единого поставщика очевидные плюсы. В первую очередь, это позволит закупать продукты более крупными партиями, а значит по более выгодной цене, как результат, цены для конечного потребителя — родителей — будут ниже. Также, по его словам, единый организатор питания в городе позволит исключить дополнительную нагрузку на руководство школы.

«Не у каждого директора образовательного учреждения есть знания, которые позволяли бы ему выполнять функции менеджера столовой. Это куча дополнительной работы, в том числе, связанной с оптимизацией закупочной стоимости продуктов, — сказал эксперт NewsNN.

Также, по его словам, нельзя недооценивать тот факт, что «централизация позволит обновить кухонное оборудование в нижегородских школах».

К слову, такая работа уже была проведена в нижегородской школе № 114. Директор учреждения Ирина Сергеева рассказал NewsNN, что в пищеблоке были заменены рабочие столы, стеллажи для посуды, конфорки плиты, подключен новый водонагреватель и полностью заменена посуда. Кроме того, в штате ЕЦМЗ работают специалисты, которые следят за состоянием технического оборудования пищеблоков, осуществляют его ремонт и обслуживание.

Желание властей ужесточить контроль за питанием детей понятен, учитывая, что к некоторым организациям возникали претензии, как со стороны родителей, так и со стороны контролирующих органов.

Так, в 2018 году жительница Дзержинска пожаловалась депутату госдумы Александру Курдюмову на качество блюд в школе № 10, которое находится в ведомстве МУП «Комбинат питания». Тот обратился в прокуратуру. Проверка ведомства показала, что «установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей (нарушения технологии приготовления блюд, условий и сроков хранения продуктов, маркировки инвентаря и т. д.)». Также в рационе школьников отсутствовали заявленные в меню сыр и чай с сахаром и лимоном, а кофейный напиток был заменен чаем. В связи с этим фактическая стоимость приготовленного завтрака была ниже оплаченной покупателем.

В апреле родители учащихся четвертого класса школы № 6 обратили внимание на несбалансированность продуктового набора. В частности, на чрезмерное содержание сладкого. Набор состоял из 1 кг риса, 1 кг гречки, 1 кг сахара, банки тушенки, банки сгущенки, 200 мл сока и один йогурт. Таким образом, в нем норма сахара была превышена в два раза, это без учета сгущенки, сока и йогурта. Школу № 6 обеспечивает питанием «ИП Герасимов» — депутат Земского собрания Кстовского района, а также совладелец ООО «ОТП Народный» и ООО «ТБ Продснаб».

Директор приволжского федерального центра оздоровительного питания Владимир Игнатьев рассказал NewsNN, что правила организации питания школьников зафиксированы в Санитарно-эпидемиологические правила и нормативах (СанПиН). Основное требование — чтобы питание было организовано в соответствии с физиологическими потребностями ребенка.

«К сожалению, часто организаторы питания ориентируются не на физиологическую полноценность рациона, а на стоимость продуктов. Это болезнь всей России, потому что по правилам тендеров выбирают тех поставщиков, которые предоставляют самые низкие цены», — отметил эксперт.

По его словам, контролировать вопрос питания детей нужно на всех уровнях — начиная с губернатора региона заканчивая директором школы. Кроме того, хорошо, когда к этой работе подключаются и общественные организаторы, родительские советы.

С Игнатьевым солидарен депутат государственной думы Александр Курдюмов.

«Я всегда был за то, чтобы такие серьезные вещи, как питание, как уборка улиц, били под контролем муниципалов. У частных компаний цель одна — это извлечение прибыли, поэтому он будет закупать колбасу за 15 рублей за сто грамм, а не за тридцать. Мое мнение, прибыль должен получать конечный потребитель в виде качественного питания, качественной уборки, качественной работы», — сказал депутат NewsNN.

Он также отметил, что коммерсант практически не несет ответственности за свою работу, так как отвечает только долей своего вложения в фирму. Мэр же отвечает своей репутацией перед гражданами, соседями, коллегами. Кроме того, по существующему законодательству в тендере будет выигрывать та частная организация, которая сможет предоставить услуги дешевле. Получается, что качество в этом случае не первостепенно.

Кроме того, он заострил внимание на состоянии уборки улиц Нижнего Новгорода и работе ДУКов, пояснив, что сфере школьного питания могут возникнуть подобные проблемы, если она будет отдана коммерсантам, как сфера ЖКХ.

«Из ДУКов деньги не понятно куда идут — в офшоры или на стройки в других городах, в Москве. Раньше же уборкой улиц занимались механизированные технические станции, где была своя техника, люди были заинтересованы в благоустройстве, а не в зарабатывании денег», — сказал депутат, заключив что муниципалам легче направлять прибыль в адрес потребителей.

"