Есть ли шанс возродить речной транспорт в Нижегородской области?
Аналитика

Есть ли шанс возродить речной транспорт в Нижегородской области?

11 июня 2019, 09:27Полина ТрояноваPhoto: pixabay.com
Нижегородское правительство намерено возродить речные перевозки: пустить по Волге судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» по маршрутам «Нижний Новгород — Городец» и «Нижний Новгород — Макарьево». NewsNN рассказывает об утраченном речном флоте, планах по его развитию и о судьбе здания речного вокзала столицы Приволжья.

До 1999 года за речной транспорт — как грузовой, так и пассажирский — отвечала государственная компания Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП), в составе которого с 1954 года входили Волжское грузопассажирское пароходство, локализованное в Горьком и Волжское грузовое пароходство с локализованное в Куйбышеве. Общий центр находился в Горьком.

Согласно данным, опубликованным в энциклопедии речного транспорта, в конце 80-х пассажирские перевозки пароходства достигли 50 млн человек в год. В начале 90-х пассажирский флот ВОРП насчитывал около 80-ти судов, в том числе 24 четырехпалубных лайнера повышенной комфортабельности и более 150 судов на подводных крыльях.

Photo:pixabay.com

В марте 1999 года пароходство прошло процедуру акционирования и было переименовано в АО «Судоходная компания «Волжское пароходство». Последний пакет акций, принадлежащий государству, был приватизирован в 2011 году. В настоящее время основной владелец компании: Fletcher Group Holding Limited с юридическим адресом на Кипре.

Именно АО «Волжское пароходство» выполняло социально значимые перевозки пассажиров водным транспортом в Нижегородской области. Однако в 2009 году были закрыты все местные и региональные маршруты, кроме «Нижний Новгород — Бор», по которому курсировали небольшие теплоходы, и «Нижний Новгород — затон им. Калинина», где ходили суда на подводных крыльях.

С 1 января 2012 года по решению акционера пассажирский флот и дебаркадеры были переданы по договору фрахтования на условиях аренды единому круизному оператору «ВодоходЪ». Эта компания в 2013 году прекратила пассажирские перевозки на последних двух маршрутах. Причина — низкий пассажиропоток и как следствие нерентабельность данного вида услуг.

В навигационный сезон 2012 года средняя заполняемость 70-местного теплохода на подводных крыльях «Восход-24» составляла только 22% за рейс.

«Направлять средства на сохранение этой „визитной карточки“ правительство отказалось. Обновлять и поддерживать скоростной флот стало некому, да и смысла большого не было, так как труднодоступных мест для жителей области практически не осталось. Исключение составляла Борская сторона, но когда построили канатную дорогу и мост-дублер, рентабельность потеряло и это направление», — заявил в разговоре с NewsNN доцент кафедры управления транспортом Волго-Вятской академии водного транспорта, член экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Александр Лисин.

В итоге субсидии на поддержку речных маршрутов были отменены. В прежние времена тарифы на перевозку регулировало правительство региона, и убытки, понесенные компанией при организации перевозок, покрывались за счет областного бюджета. Следствием стала изношенность флота.

Из Нижнего до Казани и Костромы

В апреле 2019 года было объявлено о том, что в июне в регионе возобновятся регулярные пассажирские перевозки по маршруту Нижний Новгород — Городец при помощи судов на подводных крыльях «Валдай 45Р» (преемник легендарных «метеоров» и «ракет»). Их производство возобновили в нижегородском Центрального конструкторского бюро им. Алексеева при поддержке правительства РФ по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники».

Photo:twitter.com

Предполагается, что «Валдай» будет осуществлять внутриобластные перевозки, а уже межобластные-магистральные будут обслуживать суда типа «Метеор», рассчитанные на 100-120 мест. Стоимость поездки на «Валдае» составит около 300 рублей.

По мнению Лисина, суда на подводных крыльях — отличный способ привлечь туристов. Их стоит включать в пакет экскурсионных услуг, комбинируя с перевозками разными видами транспорта.

От слов о намерении возродить речные перевозки власти Нижегородской области уже перешли к делу. 22 мая председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о том, что Правительство РФ одобрило передачу «Валдая 45Р» Нижегородской области. На федеральном уровне принято предложение областного правительства, минпромторга России и минэкономразвития России о передаче экспериментального образца речного пассажирского судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» в госсобственность Нижегородской области. Это первый из четырех «Валдаев», предназначенный для будущих речных маршрутов из Нижнего Новгорода в Городец, Макарьево, Лысково и Васильсурск.

«На первом этапе мы будем использовать существующую инфраструктуру. Но в дальнейшем необходима сеть причалов, которыми будут пользоваться пассажиры «Валдаев», — сказал министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадим Власов.

В министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области NewsNN сообщили, что «в настоящее время проводятся мероприятия по организации речных перевозок пассажиров с использованием судна «Валдай 45Р», в том числе туристических перевозок по маршрутам «Нижний Новгород — Городец» и «Нижний Новгород — Макарьево».

Кроме того, в рамках развития речного сообщения в регионе планируется возобновить маршруты: «Нижний Новгород — Дзержинск», «Нижний Новгород — Кстово» и «Нижний Новгород — Павлово». Также есть планы на развитие и межрегионального речного сообщения по маршрутам «Нижний Новгород — Казань», «Нижний Новгород — Кострома» и другим направлениям.

«Успех пассажирских переправ полностью зависит от субсидирования местным бюджетом. Так было всегда и вряд ли что-то изменится. Доступная цена пассажирского билета оплачивается либо за счет бюджетной дотации, либо за счет владельцев транспортных средств, желающих перевезти свой автомобиль на пароме», — сказал Лисин.

По данным регионального правительства, объем субсидий, необходимый для функционирования маршрута «Нижний Новгород — Городец» составит около 5 млн рублей за одни сезон навигации.

Городу нужны причалы и управление судоходством

В Нижнем Новгороде сейчас нет специального учреждения, в котором вплотную занимались бы вопросами речных перевозок. Когда-то им было Волжское объединенное речное пароходство. По словам Лисина, нижегородским властям стоит начать именно с создания такого ведомства.

Исторической справедливостью, по словам экспертов, стало бы размещение ведомства в здании речного вокзала на Нижне-Волжской набережной. До перестройки в нем кипела жизнь — здесь происходило управление водным транспортом, как пассажирским, так и грузовым, можно было узнать о расписании движения судов, купить билет, посетить кафе и даже дискотеку.

В 2003 году вокзал был реконструирован. Предполагалось, что для удобства путешественников там разместится электронное информационное табло, появятся комфортные залы для ожидания. Однако этого не произошло. Сейчас здание используется как офисный центр для частной судоходной компании, турфирмы и еще нескольких мелких фирм, не имеющих отношения к речному транспорту. Несколько лет назад со здания исчезла и надпись: «Волжской пароходство», ее заменили на «Нижний Новгород».

«Через Нижний Новгород в год проходят около 30 тысяч туристов, значительная доли из них — это круизные туристы. Однако денег они в городе практически не оставляют. Нужно развивать инфраструктуру для таких путешественников и здание речного вокзала стало бы отличной площадкой. Там можно разместить кафе, музеи и сувенирные лавки», — заявил в разговоре с NewsNN экскурсовод Алексей Мишин.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter