Posted 11 февраля 2015,, 17:01

Published 11 февраля 2015,, 17:01

Modified 12 ноября 2022,, 14:26

Updated 12 ноября 2022,, 14:26

Мимо кассы

11 февраля 2015, 17:01
Воровство в магазинах их владельцы всегда закладывают в стоимость товара. Оно неизбежно, и магазинов, в которых покупатели не воруют, фактически нет. По мнению нижегородских экспертов, основной контингент магазинных воров составляют молодые люди без постоянного дохода, наркоманы и пьяницы.

Розничный товарооборот в Нижегородской области в 2014 году составил 623,1 млрд руб., что на 5,9% выше уровня 2013 года, сообщает Нижегородстат. На 95,2% он формировался стационарной торговлей.

Сообщения о хищениях из магазинов поступают в органы внутренних дел Нижегородской области ежедневно, сообщили в отделе информации и общественных связей ГУ МВД России по Нижегородской области. Однако официальных статистических форм, отражающих количество хищений, совершенных именно в торговых точках, у полиции нет. Как пояснили в ГУ МВД, кражи из магазинов, как правило, квалифицируются по ст. 158 УК РФ «Кража» либо по ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение».

Так, по статье «Кража» в Нижегородской области в 2014 году было зарегистрировано 15,157 тыс. преступлений (в 2013 году — 17,185 тыс.), по статье «Мелкое хищение» — 5,734 тыс. (5,01 тыс.) соответственно.

Директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев считает, что воровство в магазинах составляет десятые доли процента от выручки. И это воровство закладывается в стоимость товаров, как и потери от просроченного или испорченного продукта. По его словам, сильного влияния на бизнес магазинное воровство не оказывает, и в большинстве случаев сотрудники магазинов убеждают попавшихся на хищении покупателей заплатить за товар, не доводя дело до вызова полиции.

Большинство торговых сетей от комментариев отказались.

В сети магазинов нижегородского ТД «Народный» случаи воровства чаще фиксируются в больших магазинах. Так, например, в ТЦ на ул. Дьяконова бывает до трех случаев воровства в неделю, в более мелких магазинах воруют меньше, говорит гендиректор ТД «Народный» Василий Пушкин. По его словам, при выявлении наркоманов или пьяниц, ворующих товар, сотрудники магазинов сразу вызывают полицию. В большинстве случаев видно, когда человек просто забыл оплатить покупку, и такая возможность ему предоставляется, говорит Пушкин.

«В случае, как с пенсионеркой в магазине Санкт-Петербурга, я бы начальника охраны убрал сразу», — говорит Пушкин. По его словам, всегда лучше предупредить неприятные случаи, чем бездумно и бездушно отнестись к покупателю. По его словам, 20% покупателей никогда не будут воровать, еще 20% будут воровать всегда, а оставшиеся 60%, будучи уличенными в краже сотрудниками магазина, в следующий раз уже не станут красть, видя бдительность охраны. «Надо просто дать понять, что сотрудники магазинов выявляют случаи воровства и в третий раз уже попадавшего на воровстве покупателя просто сдадут в полицию», — считает ритейлер.

Совладелец нижегородской сети «Калинка» Александр Степанов говорит, что сотрудники магазина в случае выявления воровства всегда вызывают сотрудников ЧОПов, с которыми у магазинов заключены договора, а те в свою очередь — полицию. По его словам, сначала магазины шли на уступки покупателям, подозреваемым в воровстве, и брали у них деньги, предлагаемые за похищенный товар. Однако в итоге это вело к повторным кражам: у вора возникает «спортивный азарт» снова попробовать украсть, ведь в случае неудачи он просто оплатит товар.

По оценке ритейлера, магазинные воры делятся на три группы. Это профессиональные воры, которые ходят по несколько человек и за которыми сложно уследить: один берет товар, потом сбрасывает его там, где нет камер, второй его подбирает и т. д. Вторая группа — молодежь, третья — пенсионеры. В сети «Калинка» обычно бывает одна-две кражи в неделю, говорит Степанов. Для компенсации потерь сеть закладывает в расходы сумму в размере 0,3% от своего оборота.

Председатель ассоциации защиты интересов малого бизнеса (Нижний Новгород) Ирина Борисова говорит, что воровство процветает в основном в сетевых магазинах, где некоторые покупатели, еще не доходя до кассы, съедают «горсть орехов или конфету». Однако и мелкие магазины, где идет торговля через прилавок, страдают от воровства, говорит Борисова. В основном ворует товары молодежь без постоянного дохода: например, оплатив одну бутылку пива, берет в холодильнике две или же хватает товар, размещенный при кассе, и убегает.

Получить комментарии ассоциации «Беркут», которая занимается в том числе и охраной магазинов, не удалось. Но, согласно сайту «Беркута», в ноябре 2014 года в 13 случаях воровства в нижегородских магазинах охрана отправила подозреваемых в кражах в полицию, в октябре 2014 года было 17 таких случаев. При этом чаще всего такие задержания происходили в магазинах «Пятерочка» и «Карусель».

По закону задержать подозреваемого в воровстве или насильно доставить его в полицию сотрудники магазинов или ЧОПов, охраняющих магазины, не могут. Директор юридической фирмы «Лигал Консул» Владимир Готлиб говорит, что при обнаружении неоплаты товара любой сотрудник магазина или ЧОПа может остановить посетителя, попросить его выложить неоплаченный товар и показать сумку. При этом покупатель может отказать в осмотре его вещей: в соответствии законом «О полиции» право личного досмотра граждан имеют лишь сотрудники полиции.

По словам Готлиба, если покупатель добровольно показывает то, что взял, не оплатив, это является основанием написать на него заявление по факту кражи. При этом сотрудники магазина или ЧОПа сами принимают решение отпустить подозреваемого в краже после оплаты им стоимости похищенного товара или обратиться в полицию для возбуждения дела.

В случае неподчинения покупателя просьбам сотрудников магазина или ЧОПа и ухода из магазина сотрудник ЧОПа должен вызвать полицию и проследовать за правонарушителем, запомнив его приметы, марку, номер его автомашины и направление следования. «Ни сотрудники магазина, ни сотрудники охраны не вправе удерживать покупателя против его воли в магазине», — подчеркивает юрист.

Екатерина Чичурина

"