Posted 10 июля 2019, 08:02
Published 10 июля 2019, 08:02
Modified 3 ноября 2022, 18:19
Updated 3 ноября 2022, 18:19
Отметим, что публично они поддержали Сорокина лишь один раз — написав обращение о смягчении ему меры пресечения до домашнего ареста.
Руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов считает, что Сорокин шел на определенные риски, формируя команду. «Он понимал, что до бесконечности преданных людей вокруг себя ему собрать не удастся. Да, его какое-то время окружали люди, которые смотрели ему в рот до тех пор, пока он был силен. Но как только он утратил эти ресурсы, началась целая череда потерь, утрат и измен», — пояснил он в разговоре с корреспондентом NewsNN.
Семенов напомнил, что люди беспокоятся «о собственной шкуре, забывая при этом те обязательства, которые они взяли на себя перед другими людьми».
Лиза Сорокина
Экс-главу Нижнего Новгорода Елизавету Солонченко за близость с Сорокиным некогда прозвали Лизой Сорокиной. Возглавлявшая компанию «ВКТ», Солонченко избралась в думу Нижнего Новгорода IV созыва в 2005 году по партийному списку. Тогда же депутатский мандат получил и Сорокин.
В 2010-м он занял пост мэра, а в июле 2013 года — Солонченко неожиданно для всех стала его заместителем. На этот пост рассматривались другие кандидатуры, однако, эксперты полагали, что Сорокин боялся своей скорой отставки и поставил замом своего человека.
Сам Сорокин прокомментировал назначение Солонченко так: «Немножко неожиданно, но много обстоятельств, которые подвигают меня ускорить этот процесс».
После выборов в октябре 2015 года Нижний Новгород возглавил Иван Карнилин, также близкий к Сорокину. Солонченко заняла место его заместителя.
Стать главой города Солонченко удалось после досрочной отставки Карнилина, которая стала отголоском скандала с квартирами в Майами. В этой должности Солонченко проработала с июня по декабрь 2017 года. По официальной версии, в связи с переходом на одноглавую модель управления Нижним Новгородом она ушла в отставку, заняв пост зампреда гордумы.
Отметим, что арест Сорокина пришелся также на декабрь того года. Это событие Солонченко восприняла с беспокойством, сказав, что переживает за человека, «с которым столько времени проработала».
13 декабря 2018 года в СМИ появилась информация об обысках в доме Солонченко. За несколько дней до этого она перестала приходить в думу. 26 декабря неожиданно для всем зампред сложила свои полномочия. Солонченко сказала, что хочет «взять паузу» и «завершить этот жизненный цикл», сосредоточившись на семье.
Вскоре Солонченко уехала жить и, по ее словам, учиться в Лондон, где, судя по всему, находится по сей день. А МП «Единый центр муниципального заказа», связь с которым приписывали Солонченко, находится в удручающем положении. На днях ГУ МВД по Нижегородской области возбудило уголовное дело.
Семенов считает, что крах карьеры Солонченко вне всякого сомнения связан с арестом Сорокина. «Я еще в те времена, когда Олег Сорокин был в силе, говорил, что он является не кем иным, как главой „теневого кабинета“. А такие люди, как Солонченко, Карнилин и ряд других фактически зависели от него и во многом действовали под его влиянием. Поэтому их судьбы и перспективы для меня были очевидны», — сказал он.
При этом, эксперт отмечает, что у Солонченко еще все «достаточно благополучно» сложилось: «Она не в розыске, она не под уголовным преследованием, она спокойно ушла в отставку. Есть ряд других людей, которые были близки к Сорокину, работали с ним не один десяток лет, и которые теперь вынуждены вести более напряженный образ жизни. Но это их риски. Они их осознавали. И тем не менее на них пошли».
«Правая рука» Сорокина
Вместе с Солонченко думу Нижнего Новгорода покинула «правая рука» Сорокина — Алексей Гойхман. Он также избрался в 2005 году и получил пост председателя постоянной комиссии по транспорту.
У Сорокина и Гойхмана были похожие взгляды еще до мэрства первого. Так, группа депутатов думы, в которую они входили, в 2009 году сорвала заседание по вопросу об изменении устава Нижнего Новгорода. Позже, в январе 2010-го, они же написали донос в правоохранительные органы на вице-мэра Владимира Колчина.
В 2013 году Гойхман находился в числе депутатов и чиновников, которые вместе с Сорокиным «засветились» на вилле во Франции. Кадры были опубликованы журналистом Аркадием Мамонтовым в неоднозначном фильме «Золотой телец».
Кроме того, именно Гойхман выдвигал кандидатуру Сорокина на выборы мэра в 2015 году, назвав того «эффективным муниципальным управленцем». То, что Сорокин таковым является, можно судить по тому, как он управлял бизнесом, в том числе основанной им крупнейшей девелоперской компанией «Столица Нижний». На данный момент она не имеет ни одного обманутого дольщика.
Гойхман собирался покинуть думу сразу после ареста Сорокина, но остался там еще на год. Депутат объяснил необходимость в сложении полномочий тем, что ему не хватало времени на бизнес [согласно «СПАРК-Интерфакс», сейчас он владеет долями в ООО «Спецтехника Нижегородец», ООО «Автовек-НН» и ООО АПТ «Друзья»] и общение с внуками. Уход из думы он назвал «подарком на День рождения».
Перед сложением полномочий Гойхман пришел на судебное заседание по делу Сорокина. Однако среди 80-ти человек, подписавших обращение в защиту Сорокина, Гойхмана не было. Зато были его сын — Леонид Гойхман — депутат Законодательного собрания Нижегородской области и родственник — на тот момент замглавы Нижнего Новгорода Михаил Кузнецов. Он покинул эту должность через два месяца после ареста Сорокина. Сейчас является простым депутатом гордумы. Ходили слухи, что он сложит и эти полномочия.
Сейчас против фирмы ТП «Нижегородец», которой некогда владел Алексей Гойхман, а сейчас его родственник — Владимир Гойхман (34,34% в УК) — расследуется два уголовных дела по подозрению в неуплате налогов на общую сумму почти в 1 млрд рублей. В настоящее время компания ликвидируется.
«Городское лобби»
В «городское лобби», организованное Сорокиным в 2015 году, кроме вышеназванных людей входили многие другие. Депутатское большинство было создано в думе, а затем вместе с переходом Сорокина в ЗСНО и там, для лоббирования городских интересов. Например, оно сохранило двуглавую модель управления в Нижнем Новгороде, провело в муниципальный тандем своих кандидатов, не согласованных с администрацией президента РФ, что впоследствии вылилось в конфликт федеральных и региональных властей.
После ареста Сорокина в думе Нижнего Новгорода начался «депутатопад». Так местные эксперты прозвали повальное сложение полномочий депутатами. В частности, он коснулся тезки экс-мэра Олега Сорокина (любителя ездить в пьяном виде и забывающего указывать данные в декларации), Ивана Карнилина (имеющего дорогие квартиры в Майами), Валерия Гельжиниса (банкрота без дипломов о среднем и высшем образовании), Сергея Каргина (не появлявшегося на заседаниях более полугода).
Среди тех, кто мог покинуть гордуму также называли Марка Фельдмана — председателя бюджетной комиссии, через которого много лет проходили все «строительные дела» Сорокина. В этот список входил и шурин Сорокина — Игорь Нагорный. Но им удалось сохранить места в думе Нижнего Новгорода.
Комментарий самого Сорокина по поводу «депутатопада» удалось получить политическому обозревателю Валентине Бузмаковой на заседании суда 11 января 2019 года. Тогда она спросила: «Люди массово расстаются с депутатскими обязанностями. Их склоняют к этому решению?». На что Сорокин ответил: «Просто они знают, что им придется принимать нелегкие решения, будучи депутатами».
Другие соратники с незавидной судьбой
Экс-заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов, который сейчас находится в розыске, — тоже креатура Сорокина. До поста в «Сером доме» Миронов работал в компании «Старт Строй», аффилированной с семьей Сорокина. Заняв место в администрации, он стал председателем аукционной комиссии, которая впоследствии неоднократно выделяла земли строительным компаниям тогдашнего мэра.
Миронов покинул пост заместителя сити-менеджера за два месяца до ареста Сорокина. Почти сразу его объявили в розыск. Однако о задержании ничего не сообщалось.
Еще один сорокинский человек — экс-глава департамента строительства Нижнего Новгорода Юрий Щеголев — сейчас находится в СИЗО по обвинению во взяточничестве. Дело на него было заведено уже после ареста Сорокина — в мае 2018 года.
Во время работы в «Сером доме» Щеголев имел право заключать с компаниями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, по которому они вели проектно-изыскательные работы для строительства инфраструктурных объектов в ЖК. На такие проекты деньги гордумой выделялись в первую очередь. Именно по этой схеме была построена необходимая инфраструктура в ЖК «Цветы» и ЖК «Аквамарин», возводимых аффилированными с Сорокиным компаниями.
Бузмакова видит прямую связь между рухнувшими карьерами сторонников Сорокина, а также уголовными делами на них и его арестом. «Народ засуетился. Кто-то из думы ушел, кто-то из Заксобрания. Я думаю, что все эти ребята получили хорошие уроки, и вряд ли они пойдут во власть снова. Они будут стараться держаться как можно дальше. И вообще язык за зубами держать. Мы и так их не видим, и не слышим в публичном пространстве», — сказала она в беседе с корреспондентом NewsNN.
Политический обозреватель считает, что ближайшее окружение Сорокина сейчас «притаилось», а супруга Элада Нагорная не возвращается в Россию, потому что на то «есть серьезные причины».
«Не прекращаются нападки на их бизнес. Я думаю, что нашлись люди, которые под шумок захотели бы, чтобы Сорокин с супругой поделились бизнесом. Нападения всегда стоит ожидать не со стороны коллег-строителей, а со стороны силовиков», — заключила Бузмакова.
Однако только со временем станет понятно, кому был выгоден арест Сорокина, и кому в управление перейдет его бизнес. Он оставил после себя крупное «наследство», которое интересно многим. Не исключено, что компании окажутся в руках людей, которые как никто были близки к Сорокину.