Posted 9 декабря 2014,, 11:07

Published 9 декабря 2014,, 11:07

Modified 12 ноября 2022,, 14:53

Updated 12 ноября 2022,, 14:53

Завтрак для чемпиона

9 декабря 2014, 11:07
Прошедшая неделя была богата на события, но два из них имеют особую значимость. Первым событием стал отказ России от проекта «Южный поток», а вторым — послание президента РФ Федеральному Собранию. Между этими событиями есть явная взаимосвязь. Они определяют не только реалии, но и перспективы жизни страны.

Послание президента России можно интерпретировать как антикризисный манифест. Это ответ на глубочайший системный кризис российской экономики, особенно остро проявившийся при введении международных экономических санкций. Наиболее значимым фактом введения этих санкций является блокирование проекта «Южный поток». Стратегические цели тут совершенно очевидны: лишить Россию основных источников дохода, которые она получает от продажи углеводородов, тем самым дестабилизировать социально-экономическую, а вслед за ней и политическую ситуацию.

Конечно, реализация этого сценария не так проста, как его синопсис. Наиболее «опасным» обстоятельством, препятствующим его воплощению, является использование внутренних ресурсов России и диверсификация ее экономики. Россия всегда обладала мощным мобилизационным потенциалом, и исключать того, что страна в очередной раз найдет возможности и средства для модернизации своей экономики, нельзя. Поэтому главнейшей задачей, наряду со снижением эффективности внешнеэкономической деятельности России, становится блокирование ее внутриэкономической деятельности. Решений у этой задачи много. Одним из способов является канализация финансовых потоков России в затратные и бесперспективные проекты. Опыт «Южного потока» это с успехом доказал. Вложив в его строительство около пяти миллиардов евро, Российская Федерация пока не получила ничего, кроме весьма неоднозначных перспектив.

Вторым таким проектом, масштабным и разорительным для России, может стать «Сила Сибири». Стоимость этого проекта, по разным оценкам, составляет от 50 до 70 миллиардов долларов, но Китай пока предпочитает, чтобы все затраты несли мы. И кто может поручиться, что, доведя газопровод до границ Китая, потратив на это гигантские средства, Россия не услышит в ответ: «Спасибо, не надо!» Никто! Не будем предаваться иллюзиям: обескровленная и слабая Россия так же выгодна Китаю, как и всем остальным, а возможно, и больше.

Еще одним проектом, способствующим подрыву экономики страны, может стать чемпионат мира по футболу в 2018 году, который, как известно, должен пройти в России. Летом 2014 года уже появились предложения лишить РФ футбольного чемпионата, но ФИФА тогда твердо заявила, что такого не будет. Как ни странно, это не только не противоречит стратегическому сценарию ослабления России, но и выгодно вуалирует его, так как заставляет нас нести затраты на подготовку чемпионата. А вот в 2018 году (как это водится, под нажимом международной общественности) может последовать и другое заявление. Если удалось убедить Евросоюз в блокировании «Южного потока», от которого Европе следовали прямые экономические выгоды, то «убедить» ФИФА не очень сложная задача. Стоимость проекта «ЧМ по футболу-2018», по самым скромным подсчетам, должна обойтись России более чем в 20 миллиардов долларов — это почти 20 «Мистралей». Но в отличие от «Мистралей» за отмененный чемпионат деньги России возвращать не будут и неустойку платить не станут. По самым гуманистическим соображениям.

Политическая пикантность ситуации состоит в том, что провал чемпионата мира и бессмысленность затрат, понесенных Россией, могут обнаружиться в год президентских выборов. В 2014 году Владимир Путин уже стал «олимпийским чемпионом», зачем же дарить ему еще и чемпионат мира? Стоит ли говорить, что это один из самых убийственных сценариев для Путина, и потому-то он один из самых соблазнительных. Кто может поручиться, что однажды, в 2018 году, к завтраку Владимиру Путину подадут сообщение о том, что Россия лишена права проведения чемпионата мира по футболу?

Конечно, предложенная версия не выходит за рамки конспирологических сценариев, но вопрос не в этом. Вопрос в том, что стратегия развития страны должна быть такой, чтобы все конспирологические сценарии исключались автоматически. А это, судя по последнему посланию президента, проблема.

Евгений Семенов

"