Posted 9 апреля 2019, 11:38
Published 9 апреля 2019, 11:38
Modified 3 ноября 2022, 18:06
Updated 3 ноября 2022, 18:06
За последние годы с потребительского рынка Нижегородской области ушли ряд сетевых компаний, занимающихся продажей продуктов. В частности, это магазины «Лайм», «Севен», «Райцентр», «Точка», «Авоська», «Дикси», «Калинка». Об этом NewsNN сообщили в минпроме региона.
Первые уходы с нижегородских сетей с рынка начались еще в 2006 году. Тогда крупнейшая местная сеть «Эконта» была продана «Магниту» и «Копейке» (сеть «Копейку» потом купила X5 Retail Group).
Сети «Райцентр», «Райцен», «Точка» и «Гастроном №1» в 2015-2016 годах перешли под контроль X5 Retail Group через долгосрочную аренду площадей, занимаемых данными магазинами. В итоге на этих местах открылись «Пятерочки».
Бывший совладелец нижегородской сети «Калинка» Александр Степанов продал свой бизнес сети «Магнит» еще 1,5 года назад. Как объяснил он NewsNN, связано это с усилением конкуренции и увеличением налогового бремени.
Владелец нижегородской сети ТД «Народный» Василий Пушкин также отмечает повышенную конкуренцию, но продавать свой бизнес не планирует.
Федеральные сети за последние годы систематически пытаются зайти в Нижегородскую область, но пока задержались лишь «Красное & белое» и «Бристоль», основная продукция которых – алкоголь. Успех этих сетей Пушкин объясняет традиционно большим спросом на спиртное, и эта специализированная ниша еще не была полностью занята.
В Нижегородскую область агрохолдинг «Мираторг» зашел в 2013 году, открыв свой первый магазин в Нижнем Новгороде. Тогда компания анонсировала расширение до 30 магазинов в областном центре и районах области. Однако магазинов было открыто всего шесть, в основном, в Нижнем Новгороде. И с сентября 2014 года компания «Мираторг» закрыла магазины в регионе.
Пресс-секретарь «Мираторга» Дмитрий Сергеев тогда сказал, что компания постоянно анализирует рынок и принимает решение об открытии или закрытии супермаркетов, «исходя из операционной эффективности торговой точки».
Сеть «Дикси» начала свой заход с открытия магазина в Тумботино (Павловский район) в 2013 году. Затем компания открывала магазин и в Нижнем Новгороде, но в 2017 году ушла с рынка.
Гипермаркет в Нижнем Новгороде открывала и компания «Мосмарт», затем на ее месте появился «Наш гипермаркет», а потом – «Лента».
Не федеральный игрок «Бахетле» (Казань) тоже недолго продержался на нижегородском рынке и закрыл свой единственный гипермаркет в 2016 году.
Запросы NewsNN в сети, ушедшие из Нижегородской области, остались без ответа.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Союз независимых сетей России на запросы агентства также не ответили.
Степанов говорит, что среди всех региональных рынков на нижегородском самая жесткая конкуренция. Он полагает, это связано с тем, что Нижний Новгород – крупный город и находится близко к Москве: ведь на нижегородском рынке большая часть сетевых магазинов – федеральные.
Пушкин добавляет, что здесь уже «собраны все белые грибы», а «рыбные» места, в основном, заняты магазинами «Пятерочка», «Магнит» и Spar.
Оба предпринимателя сходятся во мнении, что для эффективного магазина главное – это место, а все они уже разобраны. «А создавать новые потоки и на них «садиться» – не так-то просто», - отмечает Пушкин.
По данным минпрома Нижегородской области, сейчас в регионе функционирует более 10 крупных торговых сетевых компаний («Ашан», «Атак», «Лента», «О’кей», «Магнит», Spar, X5, Metro, «Канна», «Ассорти», «Народный» и др.).
Согласно информации Нижегородстата, доля торговых сетевых компаний в обороте розничной торговли региона за последние годы увеличилась и сейчас составляет более 30%.
У нижегородского УФАСа несколько другая оценка по количеству сетей. Как пояснила NewsNN начальник отдела антимонопольного контроля и анализа товарных рынков управления Татьяна Маслова, в области осуществляют деятельность около 30 торговых сетей.
При этом под торговой сетью ведомство считает два и более объекта, принадлежащих на законном основании одному или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц, а также совокупность двух и более магазинов, использующих единое коммерческое обозначение.
Тройку крупнейших сетей по выручке за 2018 год заняли сети «Магнит» (1,23 трлн рублей, 18,4 тысячи магазинов), «Пятерочка» (1,2 трлн рублей, 13,52 тысячи магазинов) и «Лента» (413,5 млрд рублей, 379 магазинов). Такие данные опубликованы на сайтах компаний.