Posted 8 мая 2019,, 08:01

Published 8 мая 2019,, 08:01

Modified 3 ноября 2022,, 18:19

Updated 3 ноября 2022,, 18:19

Горьковская область в годы ВОВ приняла около 150 тыс. человек и предприятия

8 мая 2019, 08:01
Горьковская область в годы Великой Отечественной войны стала одной из крупнейших эвакуационных баз. Только за первый месяц сюда было перевезено более 110 тысяч человек, большинство из которых – дети. Кроме того, на мощностях местных предприятий были запущены эвакуированные заводы.

Принимать людей из других регионов СССР Горьковская область начала 28 июня 1941 года. 5 июля здесь был создан эвакуационный пункт, а 23 октября – Горьковский городской комитет обороны (ГГКО) во главе с первым секретарем обкома и горкома ВКП(б) Михаилом Родионовым.

Вопросами размещения и обслуживания переселенцев занималась областная комиссия под руководством председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся Модеста Третьякова. В ее задачи входили: встреча эвакуированных, обеспечение их жильем и работой, а также «культурно-бытовое обслуживание населения».

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» от 27 июня 1941 года, эвакуации, в первую очередь, подлежали квалифицированные кадры, женщины, пожилые и молодые люди.

По информации, опубликованной на сайте комитета по делам архивов Нижегородской области, за первый месяц ВОВ в Горьковскую область были эвакуированы свыше 110 тысяч человек. Расходы на их содержание составили более 2,5 млн рублей. К 16 октября 1941 года число переселенцев превысило 143 тысячи, больше половины – дети. Для сравнения – в Первую мировую войну регион принял почти в три раза меньше – 50 тысяч человек.

Как рассказали NewsNN в комитете, эвакуация в Горьковскую область осуществлялась из Белорусской, Литовской, Латвийской и Карело-Финской союзных республик, а также из Москвы, Ленинграда, Мурманска, Смоленска.

Профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС, доктор исторических наук Алексей Халин пояснил NewsNN, что все квалифицированные кадры, которые прибывали в Горьковскую область, мгновенно трудоустраивались на местные предприятия, неквалифицированные – отправлялись в сельскую местность, где занимали рабочие места тех, кто был отправлен на фронт.

Основную часть эвакуированных устраивали в колхозы. Некоторые из хозяйств покупали одежду и обувь нуждающимся и кормили их.

Также по просьбе болгарского коммуниста Георгия Димитрова Горьковская область приняла более 500 детей сотрудников аппарата Коминтерна и политэмигрантов (дети немецких, венгерских, французских, румынских, английских и испанских антифашистов). Международный детский интернат разместили в лесах Заветлужья (Ветлужский район). Несовершеннолетние эвакуированные жили там до июня 1944 года. Также 42 ленинградских детдома были размещены в 18 районах Горьковской области.

В числе эвакуированных была и Таня Савичева, которая вела дневник о гибели родных в блокадном Ленинграде. В начале июля 1942 года опекунша отдала Савичеву в детский дом, который готовился к эвакуации в Горьковскую область. Эшелон с детьми неоднократно попадал под бомбежки, и только в августе 1942 года прибыл в село Красный бор Шатковского района.

Из всех эвакуированных детей только у Савичевой обнаружили туберкулез, кроме того, она была изнурена голодом. Девочка скончалась 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. Ее похоронили на сельском кладбище. Савичева так и не узнала, что не вся ее семья погибла. Брат Михаил и сестра Нина остались в живых и долгое время пытались найти Таню.

Дневник Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны и вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе.

В Шатковском районе в прошлом веке были поставлены два памятника Савичевой, а в 2010 году открыт мемориальный комплекс.

Кроме того, по информации комитета по делам архивов, в Горьковскую область были эвакуированы и предприятия: ленинградский мотоциклетный завод «Промет», «Красный профинтерн», киевский завод им. Петровского (№ 215), часть оборудования «Русского дизеля» и завода боеприпасов №259.

«Горьковская область была промышленно развитой. Эвакуированные сюда предприятия удалось очень быстро запустить. Их посадили на действующие мощности. Предприятия воспользовались такими площадками как «ГАЗ», «Красное Сормово», машзавод», - рассказал Халин.

По словам руководителя комитета по делам архивов Нижегородской области Бориса Пудалова, вклад Горьковской области в победу в ВОВ объясняется спецификой региона –экономически развитая территория с большим количеством населения и сравнительно высоким уровнем жизни.

«В период 1941-1942 гг. эти особенности Горьковской области были учтены высшим руководством страны при эвакуации населения и промышленных предприятий. Благодаря экономическому потенциалу области удалось разместить в городах эвакуированные заводы и фабрики вместе с их работниками, дополнительно направить туда квалифицированные кадры», - добавил он в разговоре с NewsNN.

Пудалов отметил, что эвакуированных и беженцев приняли все районы Горьковской области без исключения. «Документы свидетельствуют о высокой степени ответственности и грамотных управленческих решениях со стороны Горьковского комитета обороны при решении вопросов размещения и материального обеспечения эвакуированного населения. Наряду с деятельностью официальных органов документы содержат свидетельства добровольной всесторонней помощи горьковчан эвакуированным», - пояснил руководитель комитета.

Однако существовали и проблемы. В частности, была зафиксирована незаконная эвакуация, например, из Гомеля. Местные партийные органы самовольно перевозили в Горький научных сотрудников и студентов институтов. Кроме того, из Карело-Финской ССР органами НКВД были эвакуированы без охраны и продовольствия осужденные. Это спровоцировало рост преступности в Горьком.

Также ощущалась нехватка общежитий – вместо 2 тысяч мест, предусмотренных решением Совета народных комиссаров СССР, эвакопункт располагал только 450. В результате сотни людей жили на улицах города.

Помимо этого, здесь было зафиксировано увеличение распространения инфекций. Это происходило из-за того, что эшелоны не сопровождали врачи. По прибытию в Горьковскую область их направляли в медпункты и больницы. В связи с этим учреждения были переполнены.

Кроме Горьковской области в годы Великой Отечественной войны крупнейшими эвакуационными пунктами были: Урал, Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия и Казахстан.

"