Posted 8 января 2018,, 06:26

Published 8 января 2018,, 06:26

Modified 3 ноября 2022,, 17:51

Updated 3 ноября 2022,, 17:51

Трамваи Нижнего Новгорода: историческая ценность или исчезающий вид?

8 января 2018, 06:26
Трамваи были созданы в первой половине XIX века. Нижний Новгород стал первым российским городом, где было запущено трамвайное движение. Сейчас все меньше горожан ставят в приоритет такое транспортное средство. NewsNN рассказывает об истории трамваев и их значении в жизни людей.

Первые изобретенные трамваи работали на конной тяге: это были вагоны, курсирующие по железной дороге и приводимые в движение при помощи лошадей. Но со временем такие трамваи стали исчезать из обихода, так как содержать животных было затратным делом. Конки продержались чуть больше половины века. Электрический трамвай появился в конце XIX века — экспериментально впервые в России — в Санкт-Петербурге, изобретённый и испытанный Пироцким в 1880 году. Регулярное трамвайное сообщение впервые было запущено в Германии, в пригороде Берлина, в мае 1881 года компанией Siemens & Halske.

У этого вида транспорта есть множество плюсов. Например, высокая провозная способность, небольшие затраты во время строительства по сравнению, например, с метро, безопасность, трамваи не загрязняют воздух продуктами сгорания.. Но и без недостатков не обойтись: ДТП автомобилей на трамвайных путях, становится причиной частых заторов для общественного транспорта.. При этом рельсы значительно затрудняют движение остального транспорта, так как занимают много места.

Нижний Новгород стал одним из городов-первооткрывателей трамваев в Российской империи. В городе движение было запущено в 1896 году. Однако, четырьмя годами ранее вагоны запустили в Киеве, но, так как Киев является частью другого государства, то сегодня первопроходцем в России считается Нижний.

Почему трамвайное движение зарождается именно здесь? Поводом послужило проведение в Нижнем Новгороде VI Всероссийской промышленно-художественной выставки. Именно к открытию этого важного мероприятия и проложили первый трамвайный маршрут. Тогда их создали три: один проходил в Канавино вокруг места проведения всероссийской выставки, второй - от Московского вокзала через мост до нынешней площади Маркина, а третий делился на два. Один связала Нижегородский кремль с нынешней площадью Горького, а второй шел от Скобы до моста. Интересный факт: только в Нижнем Новгороде сначала начали курсировать электрические трамваи, а только потом уже появилась конка.

Первые трамваи под названием «Эрликон» представляли собой неотапливаемые вагончики с открытыми задней и передней частями. Их прозвали роликовыми. У водителя не было кабины как таковой. Это была носовая часть вагона. Управлять составом приходилось вопреки любым погодным условиям. Позже вагоновожатые даже устраивали первую в России забастовку из-за тяжелых условий труда. Изначально испробовать новый вид транспорта было далеко не по карману многим нижегородцам. В гартмановской системе вагоны трамвая были разделены на первый и второй классы. К тому же электротранспорт находился в руках частников.

В 20-х годах XX века роликовые трамваи стали постепенно выходить из обихода. Появились моторные вагоны серии Х. В Нижний Новгород, уже переименованный в Горький, поступили около ста таких вагонов. В воочию этот трамвай можно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя» — в салоне этого трамвая сыщик Жеглов ловит преступника Кирпича.

Следующим поколением стали трамвайные вагоны МТВ-82. Они просуществовали до середины 70-х годов. Больше всего в Горький поступило РВЗ-6 (193 вагона) и его модификации РВЗ-6М2 (69 вагонов).

Сейчас трамваи ходят только через один мост – Молитовский. В свое время экс-глава горадминистрации Олег Кондрашов заявил: «В Нижнем Новгороде трамваи будут ходить всегда». Пока его обещание держится. Не смотря на то, что многие называют трамваи уже устаревающим видом транспорта, нижегородцы все же активно им пользуются. Главной причиной является объезд пробок и регулярное движение состава. Цена проезда в трамвае сейчас равна стоимости билета на автобус, метро и маршрутного такси – 28 рублей.

В интервью NewsNN глава комитета по транспорту мэрии Казани Айдар Абдулхаков, рассказал о причинах демонтажа трамвайных путей в столице Татарстана:

«За счет автомобилизации и появления газелей потоки, которые вмещали трамваи, стали перевозить вместо 200: 20 — 25 человек.Трамвайный парк был изношенный, практически банкрот, и у нас не было денег его восстанавливать. Я считаю, что мы поступили правильно, когда демонтировали пути и пустили параллельно им троллейбусы, которые шли в потоке, не занимали отдельную полосу и были дешевле по содержанию».

По информации, предоставленной NewsNN пресс-службой администрации Нижнего Новгорода, наиболее перспективными направлениями развития трамвайного движения в городе, по расчетам специалистов МП «Нижегородэлектротранс», являются микрорайоны «Верхние Печеры» и «Щербинки». Традиционно наиболее востребованными среди нижегородцев являются маршруты №№ 6 и 7. Среднесуточный пассажиропоток на них составляет 22 тысячи человек, среднегодовой - 5,9 миллионов человек. Общий среднесуточный пассажиропоток МП «Нижегородэлектротранс» составляет 118 тысяч человек, среднегодовой - 33,8 миллиона человек.

Как отметили в пресс-службе, несмотря на высокую изношенность подвижного состава, специалисты ежедневно обеспечивают выход на линии порядка 280 трамваев, также ежедневно ведутся работы по текущему ремонту и обслуживанию техники: «При финансовой поддержке городского и областного бюджетов в 2018 году планируется капитально-восстановительный ремонт наиболее нуждающейся в этом техники».

На сентябрь 2016 года протяженность нижегородских трамвайных путей составляла 76,5 км. Сейчас в городе можно наблюдать 4 именных вагона на тематику: первый трамвай России (маршрут №11), 500 лет нижегородскому кремлю (маршрут №18), 70 лет великой победы (маршруты №19 и 27), ЧМ-2018 (маршрут №2). Кроме того, есть возможность прокатиться по Нижнему Новгороду на ретро-трамвае. Стоимость проезда составляет 35 рублей. Он ездит по маршруту №2 с апреля 2015 года.

В мире существует множество необычных трамваев, привлекающих внимание туристов. Например, по Нью-Йорку курсируют воздушные трамваи. Их путь проходит вдоль моста Куинсборо над проливом Ист-Ривер на высоте 76 метров. Длина пути - 4,5 минуты.

В Великобритании существует город Блэкпул, который известен на весь мир своей трамвайной системой. Это единственный город в Европе и один из трех городов в мире (еще Гонконг и Александрия), по которому передвигаются двухэтажные трамваи. Кроме того, Блэкпул знаменит еще и тем, что по нему ездят трамвай-корабль, трамвай-паровоз и трамвай-танк.

В Милане есть трамвай с сауной внутри. В одной половине вагона – парилка, а во второй - комната отдыха с раздевалкой, душем, диванами и холодильником. Городские власти не разрешили ездить этому транспорту по маршрутам, поэтому он просто установлен на тупиковом отрезке рельсов.

В Нидерландах туристы могут остановиться в необычном отеле. Его номера располагаются в трамвайных вагонах. Они ранее были отправлены в утилизацию, но их отреставрировали и нашли применение.

Прогуливаясь в районе реки Эльба, в Германии, тоже можно увидеть трамваи. Но для этого необходимо поднять голову. Там ездит подвесной монорельсовый трамвай, в основу которого заложен принцип фуникулера.

В Москве можно прокатиться в трамвае-трактире под названием «Аннушка», который курсирует по маршруту «Чистые пруды – Шаболовская». Внутреннее убранство оформлено в стиле классического русского трактира начала двадцатого века. В меню указаны блюда по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

"