Posted 7 ноября 2017,, 14:15

Published 7 ноября 2017,, 14:15

Modified 3 ноября 2022,, 17:36

Updated 3 ноября 2022,, 17:36

В Нижегородской области отмечают единичные случаи блокировки счетов

7 ноября 2017, 14:15
На начало октября в России банковские счета заблокировали более чем у полумиллиона юрлиц и ИП. В Нижегородской области массового характера блокировка не приняли: такие жалобы были единичными. Банкиры отмечают, что все больше предпринимателей «уходят» в мобильный банк, решая вопросы расчетов удаленно.

Стали больше блокировать

Начиная со II квартала 2017 года количество мер по 115-ФЗ («О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») в отношении клиентов увеличилось, рассказали в пресс-службе «Альфа-Банка». Основной причиной этого в «Альфа-Банке» называют поступление списков клиентов от Центробанка (ЦБ) в рамках положения №550. Это порядок доведения до банков информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора счета/вклада или о расторжении договора – так называемые «черные» списки.

В «Альфа-банке» отмечают, что это позволило банкам оперативно узнавать информацию об отказах в операциях клиентов другими кредитными организациями. Также, согласно рекомендациям ЦБ, ужесточились требования к ряду признаков операций клиентов, которые могут свидетельствовать об их сомнительном характере. Например, оценка доли минимальных налоговых отчислений выросла с 0,5% до 0,9%.

Начальник управления по развитию филиальной сети "НБД-Банка" Андрей Ардабьевский массовые блокировки банковских счетов объясняет нарастанием давления с точки зрения финансового мониторинга, легализацией коммерческой деятельности, переводом клиентов из сферы «серого» бизнеса, наличного бизнеса в безналичный и повышением прозрачности финансовой деятельности.

«Все это заставляет банки искать новые способы работы с малым и средним бизнесом, - говорит он. - Кто-то выбирает технологичные способы и жестко приостанавливает операции по счетам своих клиентов, а кто-то выбирает «человеческие» способы и начинает бороться за своих клиентов».

По словам Ардабьевского, его банк объясняет своим клиентам, как вести расчеты, чтобы быть честным перед государством и оставаться «на плаву», тогда как у крупных банков с миллионной клиентской базой нет возможности работать индивидуально с рядовым клиентом. По его мнению, крупные банки настраивают работу банковской системы так, чтобы она сама отфильтровывала «нарушителей» и при появлении малейшего цифрового отклонения включала блокировку счета, порой по формальным признакам.

В пресс-центре Волго-Вятского банка Сбербанка добавляют, что в случае выявления сомнительных или нарушающих законодательство операций принимают меры по их предотвращению и блокировке банковских счетов. «Такой мониторинг проводился всегда, и в последнее месяцы существенного роста блокировок отмечено не было», - отмечают в Сбербанке.

В основном блокируют ИП

Опрошенные нижегородские компании не сталкивались с блокировками счетов.

Так, в компаниях нижегородской ГК «Реал-Инвест» (объединяет около 20 организаций различных направлений) блокировки либо закрытия банковских счетов не было, сообщили в пресс-службе ГК. «Наши организации обслуживаются в разных банках, и никаких проблем нет», - отметили в ГК.

"Директор кафе «Библиотека» (Нижний Новгород, юридическое название ООО «Дирижабль») Надежда Гройсман говорит, что блокировки либо закрытия счетов ее компании не было, однако контроль банков к своим клиентам-юрлицам стал более жестким.

По ее мнению, ужесточение контроля банков в целом началось около 1,5-2 лет назад, когда ЦБ, в свою очередь, начал ужесточать контроль над банками и отзывать у них лицензии.

Не сталкивался с такими проблемами и совладелец нижегородской гостиницы «Бугров Хостел» Юрий Кузьмичев, который, впрочем, тоже слышал о таких проблемах. «Последние несколько лет ЦБ достаточно жестко прошелся по рынку, и банки, выбирая между лояльностью к клиенту и к ЦБ, выбирают последнего», - поясняет он.

Как сообщил один из участников рынка, счета, в основном, блокируются у ИП, которые не относятся к юрлицам.

Член совета нижегородского регионального отделения (НРО) "Опора России" Войнова Ирина говорит, что блокировка счетов нижегородских мелких предприятий (численность до 50 человек, оборот до 60 млн рублей в год) не носит массовый характер, но в начале весны в НРО поступали такие единичные жалобы от предпринимателей.

По ее словам, это было связано со снятием или приходом больших сумм на счета предпринимателей с малым оборотом. «Например, предприниматель в сфере строительства или проектирования получил госзаказ, соответственно, ему пришла на счет большая сумма, или же он снимает большие средства для выплаты зарплаты работникам после выполнения этого заказа, - поясняет Войнова. – Но банк блокирует счет до выяснения обстоятельств».

Также она вспоминает случай блокировки счета предпринимателя из-за неоплаты налога в 1000 рублей.

Один из предпринимателей Нижнего Новгорода рассказывал, что у него при недоплате налогов на сумму 250 рублей был заблокирован счет, который разблокировали лишь после сбора ряда документов, тогда как раньше эти вопросы решались телефонным звонком и названием номера платежного документу. «Теперь надо заполнить платежку в налоговой и отнести документ в банк, и пока деньге «не встанут», счет не разблокируют», - сетует предприниматель. В результате его счет был заблокирован на 7 дней.

«В условиях непростой экономической ситуации такие меры достаточно жестки. Можно ограничиться предупреждением о необходимости уплаты налога, начислить пени, выяснить происхождение больших сумм без блокировки, - считает Войнова. – Однако банки подходят к этому вопросу формально: им требуются соответствующие подтверждающие документы от налоговой или госзаказчика. Был случай, когда из-за налоговой проверки счет был закрыт месяц». Она не исключает, что некоторым предпринимателям пришлось открыть счет в другом банке из-за срочности операций.

Впрочем, по ее словам, обращений о блокировке счетов в последние месяцы в НРО больше не поступало. «Видимо, предприниматели стали более внимательными: вовремя оплачивают налоги, предоставляют сразу необходимые документы при снятии крупных сумм», - полагает Войнова.

В пресс-службе «Альфа-Банка» отмечают, что при поступлении запросов от налоговых органов и Росфинмониторинга банк в обязательном порядке проводит анализ операций клиента, во многих случаях запрашивает у него документы, не исключена и выездная проверка. «Если с учетом всей имеющейся у банка информации операции клиента признаются сомнительными, цель которых - отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем, то банк применяет к клиенту меры в части блокировки интернет-банка и карт, - поясняют в «Альфа-Банке». - Если же в итоге у банка нет оснований признавать операции клиента сомнительными, то меры по блокировке не применяются. Безусловно, блокировать благонадежного клиента, руководствуясь внутренней политикой, не станет ни один банк».

При этом в «Альфа-Банке» отмечают, что, несмотря на такую блокировку, предприниматель продолжает распоряжаться денежными средствами на счете, но только путем предоставления платежных поручений на бумаге или путем заполнения чека для снятия наличных. Каждое платежное поручение и чек проверяются банком, и банк может отказать в проведении операции, если ее целью является опять-таки отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем. При этом интернет-банк блокируется только частично: предприниматель может просматривать информацию по счетам, заказывать и получать выписку в электронном виде, направлять в банк документы и заявления, а также может удаленно закрыть счет с переводом остатка в другой банк. И банк не имеет право отказать в проведении налоговых платежей и выплате заработной платы на счета физлиц. Срок блокировки связан с ее причиной, и блокировка снимается при устранении причин. Чаще всего причиной становится непредоставление документов по запросу банка.

Ардбавьевский говорит, что в «НБД-Банке» случаи блокировки – единичные за месяц. «Процедура открытия расчетного счета в нашем банке глубоко регламентированная, многоступенчатая, мы уже на этапе открытия счета можем с вероятностью 99% сказать будут ли по этому клиенту претензии по финмониторингу. Поэтому у нас случаи блокировки крайне редки», - поясняет он.

Он отмечает, что в положении ЦБ прописан норматив «входа» в список сомнительных предприятий, но как себя реабилитировать – нет. В результате попав в этот список, организация может так и остаться в нем. «Это не правильно, очевидно какие-то изменения в нормативах должны появиться, по крайней мере, об этом мы говорим и пишем регулятору», - резюмирует он.

Банков стало меньше

За последние 2 года число банковских подразделений (допофисы, операционные кассы и офисы, кредитно-кассовые офисы) в Нижегородской области снизилось на 14%. Если на 1 октября 2015 года, по данным ЦБ, их насчитывалось 949, на 1 октября 2017 года – уже 812. Связано это, в том числе, с отзывом лицензий у ряда банков.

Поэтому вполне ожидаемо было перераспределение клиентов в пользу банков с госучастием, как наименее подверженных санкциям ЦБ.

Территориальный руководитель по среднему корпоративному бизнесу регионального центра «Поволжский» «Альфа-Банка» Иван Саморуков отмечает увеличение доли госсектора в экономике и в банковской сфере. Но при этом предприниматели все активнее выбирают сервис и технологии, ориентируясь на крупнейших и наиболее надежных игроков рынка.

«Банки с госучастием не всегда могут предоставить необходимые условия, не готовы к борьбе за отдельного клиента из-за большого клиентского портфеля», - поясняет он.

Директор территориального офиса «Росбанка» в Нижнем Новгороде Янина Чугрина тоже считает, что сегодня наблюдается перераспределение сил в пользу крупных и надежных игроков. А вот Сбербанк в последнее время больших скачков роста клиентской базы не отмечает.

Ардабьевский тоже говорит, что не заметил массовый отток в пользу банков с госучастием. «Существенно ситуация не изменилась: часть клиентов уходит в банки с госучастием, оставшиеся распределяются между средним банкам, в том числе и «НБД-Банком», - отмечает он.

Тенденции рынка

Чугрина говорит, что основная тенденция развития расчетно-кассового обслуживания (РКО) за последние годы - это переход в максимальной степени на электронный документооборот, исключающий посещение банка и передачу бумажных документов. Также это переход на работу со стационарных компьютеров и ноутбуков на мобильные устройства, онлайн-режим проведения всех типов операций, включая переводы, конверсию, депозиты и прочее, расширение спектра дистанционных сервисов обслуживания со стороны банков.

По ее словам, современный предприниматель не проводит весь рабочий день у стационарного компьютера, его телефон давно стал полноценным рабочим инструментом: в мобильном приложении можно осуществить платеж за считанные секунды и без необходимости присутствия в офисе.

При этом, отмечает Чугрина, современный доступ к мобильному приложению и интернет-банку предоставляется клиентам бесплатно, что является еще одним существенным преимуществом по сравнению традиционным РКО.

«Клиенты хотят решать вопросы по счетам юрлиц в онлайн-режиме в формате 24/7, а доступ к клиент-банку получать с любого мобильного устройства», - соглашается Саморуков из «Альфа-Банка».

В пресс-службе банка ВТБ добавляют, что сегодня при оказании услуг РКО сокращаются сроки и упрощаются процедуры открытия счета, расчеты проводятся во вне операционное время, создаются центры клиентской поддержки, способные разрешить любую ситуацию клиента в режиме онлайн.

«Банки все больше погружаются в бизнес клиента, поэтому переход на всесторонний электронный документооборот (банк – клиент - государственные органы – контрагенты) на площадке банка и передача банку функций по контролю расчетов – естественный этап развития отношений между банком и клиентами», - резюмируют в ВТБ.

И.о. директора по массовому бизнесу филиала «Нижегородский» «Альфа-Банка» Наталья Макарова отмечает, что за последнее время банки стали более гибкими и подходят к тарифам исходя из степени зрелости компании и ее жизненного цикла.

В Сбербанке соглашаются, что стоимость пакетов услуг для клиентов с каждым годом становится дешевле.

А вот Ардабьевский из «НБД-Банка» говорит, что основной пул банков поддерживают среднерыночные тарифы, которые претерпели за последнее время незначительное повышение на уровне 5-7%. По его мнению, часть банков умышленно повышает стоимость своих услуг, стремясь вычистить клиентскую базу от трудозатратной, но малодоходной категории клиентов. «Интересный тренд мы наблюдаем в дистанционном банкинге, - отмечает Ардабьевский. - Появились новые игроки, которые предлагают клиентам повышенный сервис в отношении услуг РКО. Однако следует отметить, что стоимость этого дистанционного сервиса для малого и микро бизнеса крайне велика и несоразмерна с теми удобствами, которые клиенты получают за установленную цену».

"