Пандемия изменила рынок спецодежды в Нижегородской области
Аналитика

Пандемия изменила рынок спецодежды в Нижегородской области

7 июля , 10:09Photo: 1MediaInvest
Рынок спецодежды России оценивается в 160 млрд рублей, и каждый год этот показатель растет. NewsNN выяснил, что отшивают на нижегородских фабриках и как пандемия изменила этот рынок.

По данным ассоциации СИЗ России, российский рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты ежегодно растет в пределах 10%. В 2019 году 45% продаж пришлось на униформу и спецодежду, 30% — на средства индивидуальной защит, остальное — доля спецобуви.

В России в данной отрасли работает больше 130 компаний. Как отмечает гендиректор пермской компании «Зелинский групп» Борис Дубовик, доля импорта спецодежды падает и сейчас составляет около 10%. Это связано с тем, что российские компании стали отдавать предпочтению продуктам отечественной промышленности. На это также повлияла и ситуация с коронавирусом.

Photo:1MediaInvest

«За последнее время, в связи с пандемией, мы одобрили порядка 30 проектов как раз на расширение производства масок, костюмов и спецподежды», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.

Многие компании, занятые в выпуске спецодежды, поставляют свою продукцию по госконтрактам. По данным ТПП России, на госзаказ приходится около трети российского рынка средств защиты. Большую часть спроса формирует отечественный бизнес. По закону, он обязан обеспечивать сотрудников опасных производств экипировкой. В 2019 году на эти цели российские компании потратили свыше 100 млрд рублей. Больше всего на спецодежду выделяют добывающие компании, строители, энергетики и коммунальщики.

Photo:pixabay.com

У пермской компании «Зеленский групп» доля выручки по госконтрактам составляет треть, остальная часть приходится на промышленные предприятия. Фирма была основана в 2018 году путем слияния нескольких организаций, в том числе пермского завода «Сорбент», где уже 80 лет выпускают противогазы, респираторы, фильтрующие полумаски, комплектующие для их производства и поглощающие вещества.

Из-за коронавируса вырос спрос на средства защиты органов дыхания. Для увеличения объемов выпуска такой продукции руководство «Зелинский групп» наняло 200 человек и привлекло дополнительное финансирование.

В начале июня минпромторг предложил сформировать государственный резерв средств защиты на 15 млрд рублей. Но пока вопрос не решен, и кому достанутся деньги, не ясно. Экспорт защитной продукции с весны под запретом. Для «Зелинский групп» потеря зарубежных контрактов обойдется в 10 млн долларов ежегодно. Временной компенсационной мерой могут стать поставки средств защиты в медицинские учреждения.

Photo:1MediaInvest

Катырин отмечает, что, возможно, придется упростить процедуру сертификации или одобрения тех или иных спецкостюмов, чтобы помочь предприятиям.

Пандемия привела в отрасль производства спецоодежды и те компании, которые ранее этим не занимались. Так, предприниматель Регина Листопад из Москвы раньше шила дизайнерскую одежду, а теперь выпускает одноразовые средства защиты — бахилы, маски, халаты, костюмы для инфекционистов.

«В начале был большой спрос на маски, а потом — на бахилы. Продукция выходила десятками тысяч, ее нужно было быстро и оперативно упаковывать. В первую неделю весь наш офис представлял собой огромный склад неупакованной продукции. Пришлось нанимать дополнительно 10 сотрудников», — рассказала Листопад.

Photo:newsnn

За два месяца карантина компания произвела 300 тысяч единиц СИЗ. Основными покупателями были московские производства и службы доставки. Переориентация на спецодежду позволила предпринимательнице получить в апреле 70% месячной выручки, а в мае — уже 90%. Понемногу Регина возвращает компанию к выпуску привычной для нее продукции.

Производители спецодежды говорят о проблеме дефицита кадров. Как рассказал, гендиректор «Восток-Сервис-Спецкомплект» Сергей Ширяев, на заре своего развития компания сотрудничала с исправительными учреждениями страны, но с развитием технологий и ростом требований заказчиков компания отказалась от этой практики.

Нижегородскую спецодежду носят военные и спасатели

В Нижегородской области около десяти производителей спецодежды. Крупнейший их них — завод «Труд» (входит в группу компаний «Луидор»). Здесь шьют одежду практические для всех профессий — пожарных, рабочих нефтяной промышленности, медиков и даже сталеваров. Это не только костюмы, но и рюкзаки, сумки, изделия из кожи, чехлы для крупногабаритной техники и оружия. Предприятие активно сотрудничает с министерством обороны, МЧС, МВД, минобороны России. Заказывают продукцию на «Труде» и силовые ведомства стран ближнего зарубежья.

Photo:1MediaInvest

«Для детской организации Юнармии мы отшили походные сумки. Первые образец осматривал министр обороны России», — рассказала первый замдиректора предприятия Юлия Буровникова.

По ее словам, в штате компании около 800 сотрудников. Количество заказов стабильно растет, поэтому нехватку персонала на предприятии ощущают. Требуются швеи, конструкторы, наладчики оборудования. На заводе могут принять в штат даже сотрудников без опыта, но прежде он должен пройти обучение в мастерской при заводе.

Еще один нижегородский гигант по пошиву спецодежды — это АО «Меридиан». Компания основана в 1991 году. Здесь на семи фабриках работают более 1300 сотрудников. Производства «Меридиана» расположены в Нижнем Новгороде Богородске, Лукоянове, Лыскове, Ваде, Перевозе и Кулебаках Нижегородской области.

Photo:1MediaInvest

В региональном минпроме отмечают, что благодаря работе «Меридиана» в Нижегородской области наблюдается рост показателя производства одежды. Так, в 2018 году, за счет крупных контрактов с ПАО «Газпром», ПАО «Полюс» и другими компания увеличила объемы отгрузок более чем на 20%. На данный момент ежемесячно с фабрик «Меридиана» выпускается около 40 тысяч костюмов и 10 тысяч пар обуви. Как отмечается на сайте компании, география поставок — от западных рубежей России до Дальнего Востока.

Также в минпроме отмечают, что положительные тенденции по госзаказу спецодежды также показывают ООО «Надежда» и ЗАО «Богородский швейно-галантерейный комбинат». За последний год объемы выпускаемой продукции там увеличились на 18% и 5% соответственно.

Лидером по выпуску спецодежды для медиков в Нижегородской области является научно-производственное предприятие «ВолгаМедикал», расположенное в поселке Тумботино Павловского района. Здесь выпускают одноразовую медицинскую одежду и белье для хирургии, акушерства и гинекологии, интенсивной терапии, стоматологии и проч. — всего более тысяч наименований изделий. Предприятию всего десять лет, за это время из небольшого производства оно выросло в крупный завод площадью более 1,9 тысяч кв. м.

Photo:1MediaInvest

Как сообщили NewsNN в компании, вся выпускаемая продукция отправляется в лечебные учреждения России. Для этого «ВолгаМедикал» участвует в госзакупках. В связи с пандемией коронавируса компания нарастила объем производства примерно на 3%. Только медицинских масок здесь выпускается более 70 тысяч за смену.

«Предприятие работает без выходных, созданы дополнительные рабочие места, организована работа третьей смены. Все это позволило увеличить объемы производства медицинских масок на „Волга Медикал“ в 2,5 раза», — передает пресс-служба правительства слова министра промышленности региона Максима Черкасова.

По данным регионального правительства, с марта по июнь наладили производство масок более 30 компаний. Только на ООО «Хаджин текнолоджиз» выпускается около 250 тысяч изделий в смену. Начать дело получилось быстро, в том числе, благодаря тому, что маски не нужно сертифицировать. Всего, по данным минпрома, нижегородские производители шьют более 400 тысяч гигиенических масок в день.

«Кроме того, к изготовлению масок приступили индивидуальные предприниматели и нижегородские дизайнеры. Для многих новое направление деятельности помогает сохранить рабочие места и коллективы. Налаживают новое для себя производство и непрофильные компании, например, мебельная фабрика из Богородска, представители малого бизнеса и микропредприятия», — отмечает Черкасов.

По словам дизайнера Ольги Рыхловой, больших дивидендов производство масок не приносит, однако дает возможность удержаться наплаву, не распустить сотрудников. «Для всей моей команды, это стало просто спасением», — отметила Рыхлова.

Катырин прогнозирует, что скоро спрос на индивидуальные средства защиты дыхания будет спадать по мере того, как на спад пойдет и пандемия коронавируса.

Video:пресс-служба ТПП России

«Сейчас, когда возвращается к нормальному режиму экономика, я думаю, спрос на спецодежду вернется к прежнему уровню, так как многие предприятия начали работать даже в опережающем режиме», — заключил президент ТПП.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter