Posted 7 апреля 2015,, 12:58

Published 7 апреля 2015,, 12:58

Modified 12 ноября 2022,, 15:22

Updated 12 ноября 2022,, 15:22

Антикризисный картофель

7 апреля 2015, 12:58
Богородская компания «СТЭК» за три недели продала 300 овощных сертификатов на покупку будущего урожая. В компании рассчитывают продать по сертификатам до тысячи тонн будущих овощей. Особенным спросом сертификаты пользуются у жителей Нижегородского района Нижнего Новгорода. Но участники рынка в данной акции отмечают риск возможного неурожая.

Продажу овощных сертификатов компания ООО «СТЭК» (Богородский район, Нижегородская обл.) начала 15 марта 2015 года. Можно приобрести сертификаты двух видов: на 150 кг овощной продукции (картофель — 90 кг, капуста белокочанная — 30 кг, свекла — 15 кг, морковь — 7,5 кг, лук репчатый — 7,5 кг) стоимостью 2500 руб. и на 75 кг овощной продукции (картофель — 45 кг, капуста белокочанная — 15 кг, свекла — 7,5 кг, морковь — 4 кг, лук репчатый — 4 кг) стоимостью 1300 руб.

Выгода покупателя в том, что набор овощей и картофеля, аналогичный сертификату на 150 кг, в магазинах Нижнего Новгорода стоит сегодня около 6000 руб. Цена «СТЭКа» более чем в два раза ниже, потому что нет затрат на хранение, доработку, рекламу, доставку, наценку магазинов, премий торговых сетей, объясняет на своем сайте компания.

Акция продлится до 25 мая 2015 года, но компания уже продала 300 сертификатов, сообщил руководитель «СТЭКа» Федор Мещанкин. Все проданные сертификаты — на покупку 150 кг овощей. Отгрузка овощной продукции и картофеля будет осуществляться с 10 сентября по 15 октября 2015 года.

По словам Мещанкина, большая часть покупателей сертификатов находятся в Нижнем Новгороде, особенно много их покупают жители Нижегородского района. По его мнению, это связано с более высокими ценами в магазинах в этом районе. Также поступили заявки от предприятий Дзержинска, работники которых хотят купить такие сертификаты. Всего в рамках этой программы «СТЭК» рассчитывает продать до 1 тыс. тонн овощей. При этом общий урожай «СТЭКа» оценивается в 10–15 тыс. тонн овощей.

Как сообщал ранее Нижегородстат, на 1 ноября 2014 года в Нижегородской области сбор картофеля составил 810,2 тыс. т (рост на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года).

Федор Мещанкин отметил, что покупателей оказалось гораздо больше, чем он рассчитывал. Из-за большого числа звонков по просьбам потребителей «СТЭК» организовал «мобильную» продажу сертификатов с «Газели», которая каждый день продает сертификаты в разных точках Нижнего Новгорода. Такие мобильные точки работают и на развернувшихся сельскохозяйственных ярмарках выходного дня.

Компания планирует продолжить эту программу и в следующем году. По мнению Мещанкина, она должна стать более привлекательной для потребителей, пройдя первый этап. Юрист компании Татьяна Зубкова пояснила, что сертификат юридически является договором купли-продажи будущей продукции, которая появится осенью.

Коллеги-сельхозпроизводители в то же время относятся к проекту критично. Они отмечают, что в случае неурожая пострадает потребитель. Мещанкин, в свою очередь, говорит, что его компания в засушливый 2010 год собрала более 6 тыс. тонн овощей. «То есть даже при самых неблагоприятных условиях мы рассчитаемся с физлицами», — уверяет он.

Идею «СТЭК» позаимствовал у Ульяновской области, а та, в свою очередь, у Пермского края.

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько называет идею нижегородского сельхозпроизводителя интересной, однако советует внедрить в эту систему элемент страхования урожая. «Вероятность гибели урожая не исключена, например, из-за засушливой или дождливой погоды», — говорит эксперт. Как сообщила директор по развитию «СТЭКа» Юлия Алексеева, компания планирует страховать свой урожай, но это делается после посевной — обычно в начале июня.

По словам Дмитрия Рылько, сейчас эксперты сельскохозяйственного рынка, с активным участием ИКАР, работают над проектом федерального закона о финансировании будущего урожая. Эта схема отдаленно напоминает кампанию овощных сертификатов: инвесторы, банки, производители ресурсов, торговые компании дают кредиты сельхозпроизводителям под залог будущего урожая. «Кредитование под будущий урожай имеет место и сейчас, однако мы пытаемся снизить риски за счет более прозрачных условий кредитовая и создания более приемлемых условий для инвесторов», — пояснил Рылько. Он отметил, что в Бразилии такая схема в сельском хозяйстве работает уже давно.

По словам Мещанкина, «СТЭК» информировал правительство Нижегородской области о программе овощных сертификатов с представлением полного пакета документов, и минсельхоз региона эту кампанию поддержал.

Екатерина Чичурина

"