Спасти нельзя ликвидировать: какая судьба ждет нижегородский электротранспорт?
Аналитика

Спасти нельзя ликвидировать: какая судьба ждет нижегородский электротранспорт?

6 ноября , 23:45Photo: Николай Киселёв
В октябре стало известно, что Москва бесплатно отдаст Нижнему Новгороду 40 б/у троллейбусов. Восемь из них прибудет в наш город уже к Новому году. Но поможет ли это исправить ситуацию с электротранспортом, которую без преувеличения можно назвать критической? ИА NewsNN разбиралось в этом вопросе.

Осенью этого года Москва выступила с инициативой отдать Нижнему 40 своих троллейбусов-гармошек, снятых с маршрутов. Речь идет о машинах 2008–2012 годов выпуска. Б/у троллейбусы достанутся нашему городу бесплатно, нижегородским властям придется оплатить лишь расходы на их транспортировку. Правда, даже эта сумма выглядит весьма внушительной — 4,38 млн рублей. Особенно, учитывая тот факт, что деньги будут выделяться из собственного бюджета «Нижегородэлектротранса».

Нижнему уже не первый раз приходится "донашивать" вещи за "старшим братом". И, быть может, в этом нет ничего плохого - какое-никакое, но всё же обновление подвижного состава. Вот только возникает сразу несколько вопросов. Сможет ли такое количество троллейбусов восполнить их нехватку в городе? И решит ли это проблему с катастрофическим процентом износа всего электротранспорта?

Изношен, но не сломлен: суть проблемы

По данным МП «Нижегородэлектротранс» (НЭТ), в парке подвижного состава насчитывается 309 трамваев и 209 троллейбусов. Не так уж много для города-миллионника. Но, что еще хуже — это процент износа электротранспорта. Для трамваев он составляет 84%, а для троллейбусов — все 90%.

Один из столичных трамваев, переданных Нижнему Новгороду.
Photo:Николай Киселев

Как рассказал нашему корреспонденту источник из НЭТ, в парке практически полностью отсутствуют новые вагоны трамваев и троллейбусы. В нашем городе их не закупают, а все обновление парка ограничивается лишь б/у транспортом из Москвы. Но даже это не спасает — электротранспорта все равно мало и не хватает на весь город.

«Например, трамваи. Их износ видно даже со стороны, невооруженным глазом. Они очень старые. Два года назад из Москвы привезли партию вагонов. Часть из них была изношена и пошла на запчасти. А оставшиеся отремонтировали, перекрасили и пустили на линию. Не скажу, что они лучше уже имеющихся нижегородских трамваев, ведь они тоже старые», — подчеркнул собеседник издания.

По мнению нижегородского историка и эксперта транспорта Олега Чалкова, практика «дарения» подвижного состава — это сиюминутная мера, которая, по существу, не решает имеющиеся проблемы.

«Передача б/у трамваев и троллейбусов может несколько улучшить показатели среднего возраста инвентаря. То есть, нашим троллейбусам было 15 лет. Их списали. Но взамен на линию вышли не новые троллейбусы, а с 10-12-летним сроком очень интенсивной эксплуатации в столице. Значительно изношенные, многие — с явными и скрытыми „болячками“. Сколько лет они еще прослужат? Три, четыре года? А что дальше? Столица избавилась от них, кто будет дарить их нам потом? Что касается трамвайных вагонов типа ЛМ, переданных нам два года назад, половина из них так и не была запущена в работу. Из 11 трамваев работают лишь шесть. Три были списаны сразу, еще два, видимо, использованы как „доноры“. А ведь их возраст на момент передачи не превышал 10 лет», — рассказал Чалков.

Photo:newsnn.ru

Есть проблемы и другого характера. Например, острая нехватка кадров — и водителей, и кондукторов. Особенно это стало заметно во время пандемии, когда всех сотрудников НЭТ старше 65 лет распустили по домам в целях безопасности.

Коронавирус внес и другие коррективы в работу электротранспорта. В частности, серьезно сократился пассажиропоток. По словам нашего собеседника, хуже всего НЭТ пришлось минувшей весной, когда большинство нижегородцев сидело дома. Впрочем, ситуация не особо улучшилась и сейчас.

«На сегодняшний день пассажиропоток примерно на 25-30% ниже, чем обычно. Во-первых, школьники и студенты ушли на каникулы. И после их окончания некоторые дети останутся на дистанционном обучении, как распорядился губернатор. Во-вторых, с 1 ноября были заблокированы карты пассажиров в возрасте 65+», — отметил наш источник в НЭТ.

Иными словами, последние полгода предприятие несло убытки по целому ряду причин. Не секрет и то, что у НЭТ есть неоплаченные долги перед «ТНС Энерго НН», которые тянутся с 2015 года. Речь идет о серьезной сумме — 29 млн рублей. В департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода пояснили, что сейчас у НЭТ попросту нет средств, чтобы погасить этот долг. Оплата станет возможной только после снятия коронавирусных ограничений и только когда доходы от перевозок вернутся к доковидным показателям. Между тем, наш анонимный источник рассказал, что руководство предприятия заявило, якобы рассчитается с «ТНС Энерго НН» до конца мая 2021 года.

Как считает Чалков, ситуация с электротранспортом в Нижнем такова, что он работает на пределе и даже за пределами своих возможностей. Это касается и возраста подвижного состава, и состояния путевого хозяйства.

«Сети трамвая и троллейбуса не развиваются. Маршруты закрываются. Интервалы движения на оставшихся маршрутах увеличиваются. И тормозят развитие не проблемы, а отсутствие системного подхода к общественному транспорту в городе в целом», — добавил эксперт.

Город избавится от троллейбусов: слухи или суровые реалии?

В 2018 году в СМИ стала появляться информация о том, что городские власти намереваются избавиться от троллейбусного сообщения. Никаких подвижек в сторону этого решения сделано не было, но слухи об этом продолжают периодически всплывать. Тем более, что в регионе уже был похожий пример — ликвидация трамвайной сети в Дзержинске из-за ее нерентабельности и чрезмерной изношенности.

Первым о закрытии троллейбусного сообщения заговорил транспортный эксперт Александр Седов. Тогда, два года назад, он считал, что НЭТ — убыточное предприятие и содержание троллейбусов для него просто не выгодно. NewsNN позвонил эксперту, чтобы узнать, что он думает сейчас по этому поводу.

«В 2018 году ликвидация троллейбусной сети рассматривалась властями всерьез. Была утечка информации из департамента транспорта, у меня на руках оказались соответствующие документы. Повод у них был простой — не хватало денег, и они не нашли ничего лучше, чем избавиться от троллейбусов. Пассажиры, разумеется, инициативу не поддержали. И власти пошли на попятные, отказались от своих слов и оставили троллейбусы в покое», — рассказал Седов.

Сейчас же, по его словам, в публичной сфере разговоров о ликвидации троллейбусов не ведется. Но и развитием все происходящее назвать язык не поворачивается. Слишком изношен подвижной состав, и контактная сеть с каждый годом становится все меньше и меньше.

Отвечая на вопрос корреспондента, наш источник в НЭТ рассказал, что, если и говорить о вероятности прекращения троллейбусного движения, то лишь на нескольких маршрутах, но не на всей сети.

«Просто есть троллейбусные линии, которые дублируют автобусные маршруты. И у них плохо с пассажиропотоком. Например, маршрут №8. Вообще, много слухов ходит. Одно время обещали и трамвайное движение прекратить на Ильинке. Но пока официально ничего не говорят, ни о троллейбусах, ни о трамваях», — поделился собеседник издания.

Photo:newsnn.ru

Чалков же считает, что говорить о полной ликвидации троллейбусной сети пока рано. «Думаю, речь о реальном закрытии всей системы или одной-двух из трех независимых ее частей зайдет лишь тогда, когда существующий подвижной состав окончательно исчерпает ресурс. Сейчас его несколько „подновят“ за счет поставок бывших в употреблении машин, и тема, таким образом, отложится на три-четыре года. Но не навсегда», — пояснил он.

В дептрансе на вопрос нашего журналиста ответили однозначно: администрация города не рассматривает вопрос о закрытии троллейбусного и трамвайного движения. Наоборот, ведется активная работа по обновлению подвижного состава МП «Нижегородэлектротранс», причем с минимальными вложениями из бюджетов города и муниципального предприятия.

К слову, Седов считает эти меры недостаточными, и приводит в пример другие регионы, сумевшие решить проблему.

«В других регионах закупаются троллейбусы в виде электробуса либо с динамической подзарядкой. Это позволяет расширить троллейбусное сообщение, не строя дополнительную контактную сеть. То есть, троллейбус едет, заряжается от контактной сети, а когда она заканчивается, он втягивает в себя штанги, и с уже заряженной батареей едет до 25 км. У нас этого нет, зато есть в каких-нибудь Чебоксарах, которые намного беднее нас», — подчеркнул эксперт.

Спасение утопающего — чьих рук дело?

Во многих европейских странах электротранспорт считается приоритетным видом транспорта в городе. У Нижнего Новгорода, несомненно, есть потенциал, чтобы последовать их примеру. Ведь система трамваев в нашем городе является одной из старейших в России — она работает с 1896 года. Протяженность линии превышает 76 км (в 2-путном исчислении). Троллейбусная сеть, запущенная в 1947 году, и того больше — 125 км (так же два пути). Правда, на ряде направлений троллейбусной сети регулярного движения нет уже около 10 лет: улицы Родионова, Коммунистическая, Июльских дней, Комарова, Самочкина, Дружбы, часть проспекта Ленина. Вопрос в следующем — будут ли нижегородские власти принимать какие-то меры по спасению электротранспорта?

В нижегородском дептрансе заявили: «Развитие транспортной инфраструктуры города осуществляется в соответствии с генеральным планом Нижнего Новгорода. Развитие пассажирского транспорта на период до 2030 года предусмотрено Комплексной транспортной схемой (КТС) и Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) города. Принятие в муниципальную собственность города 21 трамвая и 70 троллейбусов МУП „Мосгортранс“ позволит обновить парк подвижного состава НЭТ и обеспечить на наиболее востребованных маршрутах города работу современного подвижного состава».

Photo:1Mi

В свою очередь министерство транспорта Нижегородской области подало заявку на приобретение 72 новых троллейбусов по программе льготного лизинга в рамках федеральной программы «Безопасные качественные автомобильные дороги». Что касается трамваев, минтранс ведет переговоры с администрацией Москвы о безвозмездной передачи б/у вагонов. Кроме того, прорабатывается вопрос о приобретении новых трамваев в лизинг.

При этом у экспертов остаются сомнения, что такие меры способны исправить ситуацию к лучшему. Ведь проблема заключается не только в нехватке машин, но и в неразвитой сети электротранспорта в нашем городе.

По словам Чалкова, развитие трамвайных направлений с наибольшим пассажиропотоком начали обсуждать еще в 60–70-е годы прошлого века. Речь о продлении путей от Мызы до Щербинок и в сторону седьмого микрорайона Сормова. Но вот прошло уже больше полувека, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

«Сейчас началось строительство транспортной развязки на Циолковского и никаких трамвайных путей, конечно же, там не предусмотрено. А пути, которые были смонтированы на строящемся Мызинском мосту, ликвидировали при ремонте покрытия в начале 2000-х годов. Это значит, что по этому мосту трамвайного сообщения между Ленинским районом и Щербинками ждать, скорее всего, уже не стоит никогда. Очень показательно бессилие электротранспорта, например, на проспекте Гагарина, где в течение нескольких лет после открытия нового автовокзала до него так и не смогли дотянуть контактную сеть от существующего разворотного кольца», — подчеркнул транспортный эксперт.

А вот Седов считает, что решение проблемы уже есть, и от мэрии требуется лишь не игнорировать возможности, которые нам дают федеральные власти.

«Федеральные власти раздали регионам „удочки“ в виде нацпроекта „Безопасные и качественные дороги“. По нему есть подпрограммы по обновлению не только авто-, но и электротранспорта. Причем 60% затрат на приобретение подвижного состава оплачивается из федерального бюджета. Можно воспользоваться этой программой, и это поможет улучшить ситуацию. Ведь это выгодно для города. Если автобус стареет за шесть-восемь лет, то трамваи и троллейбусы могут ездить 20-30 лет после небольшого ремонта. Это очень живучий вид транспорта», — пояснил Седов.

Между тем, не лишним будет напомнить, что недавно избранный мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев в своей предвыборной речи пообещал развивать транспортную инфраструктуру города, отдавая приоритет именно электротранспорту.

Напомним, к 800-летию Нижнего Новгорода власти намерены сделать горожанам подарок — два рельсовых фуникулера. Один из них — в кремле, другой — на территории Започаинья. Последний соединит Ильинку и Рождественскую. Правда, начало строительства переносилось уже не раз, и есть серьезные опасения, что их так и не успеют сдать к празднику.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter