Posted 6 августа 2020,, 08:14

Published 6 августа 2020,, 08:14

Modified 3 ноября 2022,, 18:57

Updated 3 ноября 2022,, 18:57

Могут ли «умные» счетчики обмануть нижегородских потребителей?

Могут ли «умные» счетчики обмануть нижегородских потребителей?

6 августа 2020, 08:14
Фото: 1Mi
Могут ли «умные» счетчики обмануть нижегородских потребителей?
С 1 июля в России вступил в силу закон об «умных» счетчиках. Уже в следующем году интеллектуальные приборы учета должны охватить четверть потребителей электроэнергии в Нижегородской области. NewsNN выяснил, насколько надежны «умные» счетчики и не ударит ли их установка по карману.

Сегодня в Нижегородской области работает уже свыше 90 тысяч «умных» счетчиков. В ближайшее время планируется установить еще более 56 тысяч таких приборов учета. В 2021 году они охватят свыше 24% от общего количества потребителей региона, сообщили в «Нижновэнерго».

По данным компании, устанавливать и обслуживать электросчетчики в многоквартирных домах должны электросбытовые компании, в остальных случаях это делают и электросетевые организации.

«Умные» приборы должны избавить потребителей от обязанности регулярно передавать показания и высчитывать сумму платежа. Энергетики же рассчитывают, что интеллектуальная техника сделает систему сбора оплаты благ цивилизации более прозрачной.

Огромные счета за электричество

Несмотря на то, что пока «умными» счетчиками охвачено не так много нижегородцев, проблемы и спорные ситуации уже возникают. Так, в сентябре 2019 года интеллектуальный прибор учета был установлен рядом с домом жителя Нижегородской области Николая Багаева.

В интервью телеканалу «Кстати» мужчина сообщил, что «ТНС энерго НН» неожиданно выставило ему огромные счета за электричество. В частности, в апреле ему пришла квитанция на 89, в мае — на 94, а в июне — на 96 тысяч рублей. При этом мужчина утверждает, что счетчик установлен на столбе возле его дома, и доступа к нему нет, как и пульта контроля.

В «Нижновэнерго» утверждают, что с сентября по апрель «ТНС энерго НН» выставляло счета Багаеву по среднему нормативу, который ниже реальных значений потребления электроэнергии. В апреле ему сделали перерасчет за несколько месяцев.

«Отметим, что при установке нового счетчика данный потребитель отказался от монитора, который позволяет контролировать в реальном времени объемы потребления», — добавили в электросетевой компании.

28 июля специалисты «Нижновэнерго» провели проверку счетчика Багаева, которая показала, что техника исправна и работает корректно. Ему снова был предложен монитор, но мужчина от него отказался.

В компании также пояснили, что после майского перерасчета расход электроэнергии в доме Багаева резко сократился — более чем в семь раз по сравнению с зимними месяцами. Имела ли место кража электричества, энергетикам выяснить не удалось. При этом в компании заверили, что несанкционированное подключение к «умному» счетчику исключено. Так или иначе ситуация неоднозначная.

Значительное увеличение цифр в платежках стало «сюрпризом» и для жительницы Кулебак Лилии Мокровой. Женщина утверждает, что еще в феврале счет за электроэнергию составлял 3010 рублей, а в апреле она должна была заплатить более 65 тысяч рублей, в мае пришла платежка на сумму свыше 82 тысяч рублей.

«Нам тоже установили эти счетчики. С момента установки он у нас ломался три раза. После того, как нам поменяли в третий раз счетчик, счет за электроэнергию за март составил 41 836 рублей 35 копеек. До смены электросчетчика мы платили самое большое 1500-1600 рублей», — написала Мокрова в соцсети.

По информации «ТНС энерго НН», «умный» счетчик на фонарном столбе рядом с домом женщины установили в августе 2019 года. С тех пор счета выставлялись по его показаниям. При этом в компании объяснили, что дом у Мокровой не газифицирован. Он отапливается электричеством, и в помещении есть «теплые» полы. Из-за этого среднемесячный расход электроэнергии составляет 1700 кВт*ч зимой и 300 кВт*ч — летом. По состоянию на 22 июля, долг Мокровой превышает 47 тысяч рублей.

Госжилинспекция Нижегородской области не выявила нарушений в работе «умного» счетчика. Правда, в ответ на запрос NewsNN, в ГЖИ сообщили, что счетчик был установлен в декабре 2019 года, а его показания снимались в автоматическом режиме. Но сами данные вызвали у инспекции вопросы. Причины случившегося сейчас выясняются.

Идеальны ли «умные» счетчики?

За разъяснениями NewsNN также обратился к представителю одной из компаний, которая занимается «умным» оборудованием для сферы жилищно-коммунального хозяйства. «Я считаю, это явно неисправность счетчика. Я бы рекомендовал сделать поверку прибора после замены в какой-нибудь незаинтересованной организации. Если поверка даст результаты, отличные от цифр в выставляемых счетах, то надо обращаться в суд и проводить проверку передающих устройств, программного обеспечения и добросовестности организации», — рассказал он на условиях анонимности.

На данный момент среди специалистов нет единого мнения, могут ли цифровые счетчики искажать показания, отметил директор технического департамента компании «ХайТэк» Дмитрий Ласьков.

«Одни говорят, что цифровые счетчики искажают показания, другие — полностью полагаются на „умные“ приборы. Думаю, что истина, как всегда, где-то посередине. У счетчиков, как у всех измерительных устройств, может быть небольшая погрешность», — говорит эксперт.

По словам Ласькова, цифровой счетчик — такое же устройство в сетях энергосбытовых компаний, как и обычный компьютер в интернете. Поэтому «умные» приборы все же уязвимы.

«Так, при получении физического доступа к счетчику большую роль играет, насколько устройство было защищено от внешнего вмешательства его производителем. Безусловно, всегда найдутся умельцы, которые, получив физический доступ к счетчику, смогут управлять им. Многие российские компании работают над аппаратными средствами защиты таких устройств», — пояснил директор технического департамента компании «ХайТэк».

Кроме того, постороннее вмешательство возможно при получении доступа к каналам связи или к биллинговой системе обслуживающей организации. В этих случаях, за нарушение безопасности несет ответственность сбытовая или сетевая компания.

Главным недостатком цифровых счетчиков Ласьков считает их стоимость. Согласно закону, счетчики должны меняться силами энергетиков. Главный вопрос — где найти средства на это. «Как известно деньги не могут взяться из ниоткуда, поэтому стоимость приобретения и установки новых счетчиков, скорее всего, ляжет в тариф на электроэнергию», — подытожил эксперт.

Депутат Госдумы РФ Александр Курдюмов убежден, что установка приборов должна проводиться только за счет энергосбытовых компаний: «Они и так лопатой гребут деньги с граждан. Эти организации небедные. Ни в коем случае они с людей денег не должны за это брать».

При этом директор Центра инноваций компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сечкин отметил, что цифровые счетчики дороже обычных. «Просто так включить в тариф стоимость счетчика ресурсоснабжающим организациям нельзя, частично окупаемость строится за счет сокращения дебиторской задолженности населения. Ведь теперь они смогут ограничить должникам подачу электроэнергии за счет дистанционного управления», — пояснил он.

В «Нижновэнерго» заверяют, что интеллектуальные счетчики позволяют хранить данные потребителей на удаленном сервере, расположенном в центре обработки данных. Такие приборы учета защищены от физического вмешательства и сигнализируют о любых попытках несанкционированного вторжения. Но все же в компании советуют обращаться к ним в случае подозрения на постороннее вмешательство в работу «умных» счетчиков.

"