Posted 6 августа 2020, 13:46
Published 6 августа 2020, 13:46
Modified 3 ноября 2022, 18:58
Updated 3 ноября 2022, 18:58
Как рассказала NewsNN соучредитель движения «Деревянные города» Марина Чуфарина, дома № 16, 16А и 18/22 по улице Новой являются примером типичной городской застройки рубежа XIX–XX веков. Здания сохранились такими, какими их видели выдающиеся люди своей эпохи, жившие в Нижнем Новгороде. Этот квартал связан с именами писателей Владимира Короленко, Максима Горького, Леонида Андреева, знаменитого оперного певца Федора Шаляпина. Чуфарина уверена, что именно аутентичная застройка, а не торговые центры привлекают туристов в разные города мира.
«Ценность в том, что мы можем их видеть, представить тот быт, ту жизнь, которая существовала здесь два века назад. Мы добивались выявления объектов в этом квартале в качестве ОКН и вели переговоры с администрацией города, чтобы всю эту территорию сохранить как цельный фрагмент исторической застройки. Сохранить и сделать из нее туристически привлекательное место по примеру таких городов как Иркутск, Томск, Коломна», — говорит Чуфарина.
В 2014 года участок под аварийными деревянными зданиями администрация Нижнего Новгорода отдала в распоряжение ООО «Фрегат». С инвестором был заключен договор о развитии застроенной территории (РЗТ), который предполагал расселение и снос аварийного жилья. Девелопер уже инвестировал в проект собственные средства и не собирается отступать от планов. Поэтому компания оспаривает признание домов объектами ОКН в суде, пояснил NewsNN генеральный директор «Фрегата» Вадим Хоруженко.
«На основании конкурса был заключен договор о развитии территорий. Первая часть этого поручения выполнена — дома расселены. Вторая часть предполагает их снос, чтобы получить положенное вознаграждение — земельный участок, который можно дальше развивать, строить там. Если же я не могу снести эти дома, я теряю вложенные деньги — порядка 40 млн рублей», — пояснил Хоруженко.
Он также рассказал, что изначально администрация вверила компании расселение и снос семи зданий: домов № 16, 16а и 18/22 на улице Новой и № 24, 26, 28, 30 на улице Короленко. Объекты были признаны аварийными до того, как их передали инвестору. При этом два дома на улице Короленко — № 26 и 30 — все-таки признали объектами культурного наследия. Затем градозащитники добились статуса выявленных объектов ОКН еще для трех домов на улице Новой.
В администрации Нижнего Новгорода уточнили: договор о развитии застроенной территорией с «Фрегатом» заключен на 10 лет до полного исполнения обязательств. Девелопер уже частично компенсировал бюджету расселение дома на улице Новой,16, а здание №16А сейчас расселяется. В доме №18 на этой же улице администрация пока расселила одну квартиру, а инвестор выкупил нежилое помещение.
Как пояснила нижегородская градозащитница Анна Давыдова, в том, что общественность добивается сохранения этих домов, ничего странного нет. По ее словам, территория, отданная в распоряжение «Фрегату», является «заповедной», а строительство там должны были ограничить еще в 90-х годах.
«У этой территории по нормативно-правовым актам есть статус заповедной. Естественно, все специалисты в сфере культурного наследия пытались отстоять историческую застройку в этих кварталах от сноса много лет назад. Начинали бороться с 2000-х годов. Но многие дома были утрачены. Осталось небольшое количество объектов деревянного зодчества, которые мы пытаемся сохранить, в том числе механизмами фестиваля „Том Сойер Фест“», — пояснила Давыдова.
Сейчас общественники как могут защищают дома № 16, 16А и 18/22 и даже организовали патрулирование территории, чтобы здания «случайно» не загорелись однажды ночью. Таких случаев в Нижнем Новгороде произошло немало за последние несколько месяцев. В историческом центре сгорели минимум пять объектов культурного наследия.
«Мы патрулируем улицу, Хоруженко говорит, что мы влезали в 18-й дом, но это необоснованные фантазии. А почему мы боимся поджогов? Потому, что это обычная практика застройщиков», — говорит Давыдова.
Как пояснил гендиректор «Фрегата», он оспаривает в суде действия управления охраны ОКН, которое признало здания выявленными объектами культурного наследия. Он отметил, что этот статус зданиям присваивается на год, но пока никакого окончательного решения по ним не принято. Предприниматель недоумевает, почему так происходит при наличии государственной экспертизы, которая не сочла дома ценными.
В управлении охраны памятников сообщили NewsNN, что согласно заключению государственной историко-культурной экспертизы, выполненной по госзаказу, предлагается отказать во включении указанных домов в реестр ОКН, а значит их снос будет возможен. Акт ГИКЭ в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения.
«Определено, что проект здания учреждения бытового обслуживания с подземной автостоянкой возможен к реализации и не оказывает негативного влияния на восприятие объектов культурного наследия и района улиц Короленко, Новая в целом», — пояснили в управлении охраны ОКН.
Там также рассказали, что дальнейшие решения в отношении развития застроенной территории на пересечении улиц Короленко и Новой будут приняты после того, как решится вопрос — включать дома в реестр ОКН или нет.
«Эксперт, которого привлекли к экспертизе сделал вывод, что здания не обладают достаточной ценностью, чтобы быть памятниками. При том, что другие ОКН не отличаются от этих зданий ни по времени застройки, ни по объемам, ни по архитектурным критериям. Они ценны как среда, как комплекс», — отметила Чуфарина.
Во «Фрегате» считают, что градозащитники выставляют патрули ради хайпа, а эксперта, проводившего госэкспертизу, намеренно дискредитируют. Хоруженко полагает, что некоторые градозащитники являются архитекторами-реставраторами, которые просто стараются заполучить заказы на экспертизы домов и проекты реставрации.
«Вся эта история не про памятники, а про деньги в конечном итоге. Они везде пишут, что застройщики негодяи, портят культурное наследие. Но я хочу заметить, что вся улица Белинского была в деревянных домах и то, как она сейчас выглядит, меня как жителя города гораздо больше привлекает, чем те бараки, которые еще кое-где остались», — сказал Хоруженко.
Сейчас движение «Деревянные города» привлекло в частном порядке другого эксперта, который даст заключения по трем спорным домам. Оно будет готово примерно к 10 августа. Общественники хотят предъявить документ в качестве контраргумента, хотя сетуют, что юридической силы исследование иметь не будет.
Пока акт государственной историко-культурной экспертизы проходит процедуру общественного обсуждения, градозащитники намерены продолжить вести переговоры и с представителями компании-застройщика, чтобы найти компромисс. Давыдова говорит, что сейчас «Том Сойер Фест» работает над восстановлением дома № 22А на улице Новой. При этом весь квартал общественники хотят превратить в исторический парк под открытым небом к 800-летию Нижнего Новгорода.
Также ранее планировалось создать туристический маршрут, начинающийся от Кремля, следующий по Большой Покровской, пересекающий площадь Горького и захватывающий улицы Новую и Короленко. Давыдова предупредила, что если в квартале церкви Трех Святителей начнутся сносы, то дальнейшая реализация фестиваля «Том Сойер Фест» и исторического парка будет невозможна.