Posted 6 марта 2020,, 08:07

Published 6 марта 2020,, 08:07

Modified 3 ноября 2022,, 18:55

Updated 3 ноября 2022,, 18:55

Появится ли в Нижнем Новгороде единый портал для обращений граждан?

6 марта 2020, 08:07
С 2018 в Нижнем Новгороде открылись несколько информационных порталов, где можно получить обратную связь от властей по разным темам: «Антиснег», «Антияма» и «Зеленый Нижний». NewsNN выяснил, работают ли эти инструменты, и почему до сих пор нет единого окна для жалоб и предложений.

Самым известным среди нижегородцев является геоинформационный портал мониторинга состояния уборки дорог и прилегающих территорий» — проект «Антиснег — Нижний Новгород», открытый два года назад.

Он представляет собой интерактивную карту. Когда в городе выпадают снежные осадки, дороги на ней окрашиваются в красный цвет, а после работы техники — в зеленый. Там можно увидеть, за какой подрядной организацией закреплена уборка тех или иных зон.

По данным мэрии, за минувший сезон жители оставили на портале 2 710 обращений, 21,8% от их них не были выполнены. В зоне ответственности муниципалитета остались неотработанными 127 обращений граждан, ДУКов, ТСЖ и ТСН — 464.

Сообщить о проблемах ЖКХ, например, отключениях воды, перебоях отопления, нижегородцы могут на портале «Наш Нижний». Все данные с этого ресурса поступают напрямую в управляющие компании для дальнейшей отработки. Там можно узнать о плановых отключениях отопления и водоснабжения. Портал открылся в 2018 году, с этого момента на него поступило более 44 тысяч заявок, из которых выполнены 42 тысячи.

Сообщить об аварийных участках на дорогах нижегородцы могут в группе «Антияма» в социальной сети «ВКонтакте». Под каждым постом от граждан там следует развернутый ответ модератора — когда указанный участок будет ремонтироваться, по какой программе и сколько средств на это будет потрачено.

Еще один ресурс в «ВКонтакте», который использует мэрия, — это проект «Город без пробок», где нижегородцы оставляют свои предложения по улучшению дорожной обстановки. Группа активна, там регулярно публикуются заявки от пользователей, однако ответов под постами нет.

На днях мэрия запустила проект «Экологическая карта Нижнего Новгорода — «Зеленый Нижний», потратив на него из бюджета 7,1 млн рублей. На карту нанесены парки, скверы, водные объекты, экопункты приема вторсырья, предприятия, занимающиеся его переработкой, экопосты. На портале можно сообщить об экологической проблеме — неприятном запахе или нелегальной свалке. Для этого нужно пройти регистрацию через портал госуслуг. Однако опасные экологические объекты на карте не обозначены. Информации о загрязнении воздуха там тоже нет.

С помощью перечисленных выше ресурсов власти Нижнего Новгорода пытаются наладить диалог с населением. Для реализации технических задумок мэр Владимир Панов ввел новую должность — заммэра по информационных технологиям, ее сейчас занимает Алексей Карапузов. Он же курирует внедрение различных «умных» технологий в городе.

Однако эксперты считают, что все эти порталы с разной направленностью только путают нижегородцев.

«Входящее окно должно быть одно, так как люди дезориентированы: кто-то жалуется в Facebook, кто-то в районную администрацию, кто-то в ДУК, прокуратуру. Они не знают, куда бежать со своей проблемой. В Татарстане есть площадка „Народный контроль“, в Москве — „Активный гражданин“. Панов (мэр Нижнего Новгорода, — прим. ред.) тоже приводил их в пример, но почему-то у нас получились разные площадки. По снегу один, по экологии другой, кому принадлежат эти сайты не понятно», — сказал NewsNN депутат думы Нижнего Новгорода Евгений Лазарев.

Он добавил, что администрация Нижнего Новгорода не раз говорила, что нужно создать единый формат приема жалоб, но пока это не сделано.

«Если ты написал в администрацию „бумажку“, то там должны в течение 30 дней ответить. Когда составляются непонятные сайты, группы, то мы говорим о том, что вместо того, чтобы делать предусмотренные законом формы для граждан, администрация делает похожие вещи, но на которые закон не распространяется», — отметил Лазарев.

Руководитель исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Нижегородской области Алексей Алехин, считает, что единый портал для приема жалоб и предложений нужен. По его словам, идея «единого окна» должна применяться мэрией в интернете также, как это реализуется в многофункциональных центрах.

«Часть своих функций разнообразные интернет-ресурсы выполняют, но при этом проблема их разрозненности становится все более очевидной во всех сферах жизни. Сегодня этих коммуникационных каналов так много, что люди просто теряются, по какому каналу обращаться на этот раз», — сказал Алехин NewsNN.

В качестве позитивного примера эксперт привел московский проект «Активный Гражданин». На сайте и в приложении проекта каждую неделю появляются голосования на актуальные темы. Пользователи оценивают городские новинки, выбирают оптимальные решения и варианты развития столицы — и таким образом влияют на действия властей.

Доцент Нижегородского архитектурно-строительного университета Антон Один отмечает неудовлетворительную обратную связь в существующих сервисах. «Я опробовал системы „Наш Нижний“ и „Антиснег“. Отмечу слабую и неудобную обратную связь для отзывов о работе. Особенно это относится к работе ДУКов. Например, от ДУКа Нижегородского района, к которому я обращался много раз, но дождаться ответа оказалось крайне сложно», — сказал Один NewsNN.

В администрации Нижнего Новгорода NewsNN пояснили, что создание нового единого портала жалоб не планируется, но в 2020 году будет создана «интеграционная платформа для централизации данных уже существующих порталов».

Согласно сайту госзакупок, платформа обойдется в 5,2 млн рублей.

«Централизацию приема сообщений в электронном виде планируется осуществлять через региональный портал вамрешать.рф. Отраслевые Информационные ресурсы администрации будут интегрированы с региональным порталом, и продолжат обеспечивать диспетчеризацию и контроль исполнения заявок на уровне муниципалитета», — рассказали NewsNN в мэрии.

Региональный портал «Вам решать», созданный правительством Нижегородской области, начал работу в 2020 году в тестовом режиме. Сейчас обращения принимаются только от жителей Нижнего Новгорода и Дзержинска.

Здесь пользователи могут задать вопросы или сообщить о проблемах из разных сфер жизни — от ямы на дорогах до ремонта подъезда, а также проголосовать за проекты, которые реализуются в рамках программы «Поддержка местных инициатив».

"