Posted 6 марта 2019,, 07:15

Published 6 марта 2019,, 07:15

Modified 3 ноября 2022,, 18:18

Updated 3 ноября 2022,, 18:18

Эксперт о «Команде правительства»: на ключевые посты могут попасть шоумены и выскочки

6 марта 2019, 07:15
26 февраля стартовал конкурс на пост министра строительства Нижегородской области. Он был запущен через программу «Команда правительства», которая существует уже почти год. NewsNN выяснил, насколько эффективна эта система, и есть ли уже положительный эффект от ее внедрения.

В мае 2018 в Нижегородской области появился интернет-портал «Команда правительства» (www.hr.government-nnov.ru), с помощью которого происходит отбор на ответственные посты. Как объяснял тогда глава региона Глеб Никитин, задача проекта - обеспечить людям возможность в постоянном режиме заявлять о себе и быть вовлеченными в процесс формирования новой команды.

Участниками программы смогут стать граждане России в возрасте от 25 до 50 лет с высшим образованием, наличием управленческого стажа не менее 3-х лет и отсутствием судимости. Место жительства значения не имеет. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте. Претендентам предстоит пройти тесты, например на уровень IQ, математические способности, знание русского языка, географии. Указанные в анкете рекомендации проверят специалисты. В зависимости от того, на что претендует кандидат – на попадание в кадровый резерв или на конкретную должность, – с ним работают эксперты.

В рамках этой программы уже были назначены министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная, министр экологии и природных ресурсов Денис Егоров и ряд специалистов мэрии Нижнего Новгорода. Сейчас проходят конкурсы на должность глав министерства строительства и министерства соцполитики. Задания для кандидатов, зачастую, придумывают жители региона.

Конкурсный отбор кандидатов – это прозрачность

Руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов рассказал, что существует несколько систем, которые связаны с реализацией кадровой политики. Первая – конкурсный отбор. Как раз по ней работает программа «Команда правительства». Вторая, которая уже давно себя зарекомендовала - это мобилизационно-ротационная система, когда специалисты, которые обладают знаниями, навыками, подтвердили свою квалификацию неоднократно и занимают должности без всякого отбора. И у той, и у другой системы, по словам Семенова, есть свои недостатки.

К преимуществам конкурсного отбора политолог относит прозрачность, транспарентность. «Она позволяет выигрывать конкурсы тем людям, которые объективно обладают квалификационными ресурсами», - говорит Семенов. Однако нередко в такой системе отбора выигрывают люди, обладающие способностью к самопрезентации. «Таким образом, на ключевые посты могут попасть шоумены и выскочки», - считает эксперт.

Во втором случае руководящую должность, в основном, занимают люди, имеющие длительный, отраслевой и профессиональный опыт работы. «В данной системе очень часто возникает кумовство», - замечает политолог. По его мнению, выбор стратегии кадровой политики должен сочетать и ту, и другую систему. «Потому что иногда специалист высокого уровня, высокой квалификации не способен к самопрезентации, он тушуется и теряется. На его фоне клоуны выглядят гораздо лучше. Неосмотрительно делать ставку только на одну систему», - уверяет Семенов.

Он добавляет, что оценить эффект управления той или иной системы можно будет по пришествии как минимум одного года. «Правительство Нижегородской области в новом составе не работает еще и года после того, как прежнее было отправлено в отставку», - заключает эксперт.

Налицо открытость механизма и несколько уровней сортировки

Заведующий кафедрой философии и политологии Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин в беседе с корреспондентом NewsNN отметил, что эффективность конкурсной системы заключается в том, что, в конечном счете, она позволяет подобрать подходящую кандидатуру из нескольких возможных предложений. Программа позволяет учитывать не только внутренние, аппаратные, ресурсы кадров, но и общественные, которые за пределами госаппарата. «Есть на лицо открытость механизма, есть несколько уровней сортировки тех, кто хочет выдвинуться. В целом, как мне кажется, эта тема работает. Можно сказать о том, что пока она дает ожидаемый результат», - высказывает свое мнение эксперт.

В разных субъектах России предпринимаются различные механизмы. Самые известные – это конкурс «Лидеры России», который работает по схожей модели с «Командой правительства». Единственное - там не производится отбор на конкретную должность. «Сам механизм пытается адаптировать и в других регионах. А в Нижегородской области адаптация прошла быстро», - добавляет Дахин.

Среди аспектов, над которыми еще стоит поработать, эксперт отмечает одномерность. То есть система позволяет набирать лиц на государственные должности, а на нижестоящие, например, средний слой чиновников, где тоже существует дефицит кадров, «не совсем заточена». По его мнению, необходимо продумать, чтобы такой механизм мог заполнять кадровые вакансии не только верхнего уровня, но и в системе государственного муниципального управления.

"