Posted 5 декабря 2017,, 07:21

Published 5 декабря 2017,, 07:21

Modified 3 ноября 2022,, 17:38

Updated 3 ноября 2022,, 17:38

Театр «Вера»: бродячая жизнь за пределами родного здания

5 декабря 2017, 07:21
Здание нижегородского детского театра «Вера» закрылось на реконструкцию в июне 2013 года. После этого вся труппа буквально была выставлена на улицу. Власти Нижегородской области и Нижнего Новгорода не выделили актерам помещение для дальнейшей творческой деятельности.

NewsNN провел 30 ноября вместе с ними и узнал, как выживает коллектив на протяжении 4,5 лет.

На 30 ноября их домом стал дворец культуры Орджоникидзе. В прошлом году в здании произошел пожар. Ремонтные работы не сильно преобразили его. На улице пасмурный ноябрьский день. Заходим в ДК. Женщина-вахтер приветственно кивает нам. Больше вокруг ни души.

Тишина. Звенящая тишина в фойе в 9 часов утра. Веет холодом, даже куртку не хочется снимать. Длинный широкий коридор ведет к лестницам, а те – куда-то в полумрак. В дверях встречает художественный руководитель театра «Вера» Вера Горшкова и проводит коридорами к сцене. Маленькая, узкая лестница не позволяет «разгуляться»: проходим по одному.

На сцене вовсю кипит работа: пара человек крутят установленную ветряную мельницу, за кулисами слышны голоса распевающихся актеров, над зрительским залом видны звукорежиссеры, работающие с аппаратурой. «Надо тепловую пушку на сцену поставить, замерзнем же», - слышится из-за кулис.

Выясняется, что у коллектива «Веры» есть помещение. Команда выбила себе подвал в Кузнечихе, в здании, которое принадлежит министерству культуры региона, для хранения декораций и костюмов. Это маленькое пространство используется актерами в качестве совещательной комнаты. Репетировать там невозможно — слишком мало места. Однако на этом крошечном пятачке сочиняется музыка, идет работа над пластикой.

Тем временем в ДК Орджоникидзе начинают приходить дети. Становится теплее. На сцене уже установлены декорации. А чего стоит их доставка! Для того чтобы поставить спектакль в ДК имени Орджоникидзе, нужно рано утром монтировщикам забирать декорации из подвала на Кузнечихе, потом захватить часть декораций в ТЮЗе, который находится на другом конце города, а после спектакля снова развезти все. И так постоянно. Многие могли думать, что коллектив побарахтается и разбежится. Но нет. Крутятся, выживают.

А видели бы вы, какую колоссальную работу приходится делать декораторам. Украшения для сцены создаются в помещении, площадь которого составляет 3,5 кв м на 2,5 кв м. Самая большая сложность – сделать декорацию максимально разборной. Например, сейчас к Новому году в литературном музее главным атрибутом будет большой шкаф высотой в 2,5 м. Все действия будут проходить внутри него. Декоратору пришлось помучиться, чтобы решить этот вопрос. Проблема даже не в том, чтобы создать украшения сцены, а в том – где. Где их расписать и поставить.

Спектакль вот-вот начнется. Справа от сцены находится женская гримерка, слева – мужская. Актрисы толпятся в маленькой комнатушке, разговаривая обо всем на свете и приводя в порядок свои костюмы, и плетут косы, а мужчины говорят о рыбалке. Складывается впечатление, что именно это – родной дом театра. Будто и не было этого пятилетнего ожидания.

Переодеваться приходится в ужасных условиях: нет собственных гримерок, только общие, где все переодеваются одновременно.

Поблажек у коллектива как не было до начала реконструкции, так нет и сейчас. Никто не освободил их от расписания. Спектакли ставятся в обозначенные сроки и в том же объеме, как прежде. Так как к «бездомной» команде приехать было сложно, то труппа решила выезжать сама. Они уже побывали в Шахунье, Балахне, Заволжье и Володарском районе. Труппа объездила почти всю территорию региона.

Сидим на втором ряду с художественным руководителем театра и наблюдаем за подготовкой к спектаклю. «К сожалению, всем глубоко плевать на то, что мы остались без здания. С нас не сняли обязанность выпускать новые спектакли. Однако наши проблемы интересны только нам! Людей не интересует, где шьется одежда и делаются декорации», - говорит она.

Деньги на аренду и проезд никем не выделяются. Поэтому средства, остающиеся у театра в итоге, оставляют желать лучшего. Бродячая жизнь. По-другому не назовешь.

Можно сделать постановку, главным атрибутом которого станут два стула и костюмы на подборе, но для театра «Вера» это невозможно, потому основной зритель – дети. Они не прощают неудачи. Их не интересует, где репетируют актеры, и есть ли у театра дом. Коллективу приходится потрудиться на тем, чтобы создать атмосферу в чужом пространстве, на чужой территории. Не всегда арендаторы встречают актеров театра «Вера» с «хлебом и солью».

Несмотря на потерю главного здания, паники в коллективе нет. Труппа осталась в полном составе. Бездомный образ жизни не мешает команде проводить капустники, устраивать посиделки и чтить традиции. У них нет ни выхода, ни выбора.

Сейчас весь коллектив с нетерпением ждет переезда в родное здание. «Мыслями, чувствами и эмоциями мы уже живем там. Считаем дни», - поделилась перед выходом на сцену актриса театра Татьяна Каурова. Она вспомнила о тяготах бродячей жизни своего коллектива: «Было такое, что актриса уезжает в центр Сормова, а спектакль идет на Автозаводе. Это было много раз. Все терялись. Несмотря на сложности, уйти из коллектива мне не хотелось ни разу. Здесь же еще берет спортивный интерес. Мы проверили себя, по-новому посмотрели на театр, на нас самих. Надо быть! В любой ситуации надо просто быть. И мы есть!».

Мы беседовали и даже не заметили, что открылись двери, и зал заполнился детским смехом. Начинается «Сказка о царе Салтане». В зале - ученики и учителя из школ Московского, Автозаводского, Сормовского и Ленинского районов города. Места заняты лишь наполовину.

Через пару часов спектакль завершился. Занавес закрыт. Дети восторженно перешептываются вокруг. Значит все пройденные театром перипетии не зря.

Для справки:

Детский театр «Вера» был открыт в Нижнем Новгороде в 1991 году. Его название связано с утраченной верой, которая разрушает мир в целом и человека в частности.

Здание закрылось на реконструкцию в июне 2013 года, а уже в 2014 году ее приостановили. До начала ремонтных работ в здании текла крыша. Дети сидели в зале, а на них падали капли дождя. Выходя в фойе, люди видели лужи. «Они тогда даже писали письмо губернатору с приглашением посетить театр «Вера». А внутри писали, что, если глава региона все-таки решится приехать, то пусть захватит с собой зонт и калоши», - вспомнила Горшкова.

Актеры и даже их зрители не раз обращались к экс-губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. Ответ был один - помочь театру у области возможности нет.

Горшкова не раз срывалась и высказывала свое недовольство городским чиновникам. «На меня находила злость. Наверное, многие считали меня сумасшедшей и помешанной на своем театре. Отчаянные попытки обратиться к людям и строителям были не очень приличными, признаю», - поделилась она.

15 октября 2014 года гордума по предложению регионального правительства приняла здание театра из областной собственности в муниципальную в стадии реконструкции.

Работы начались в апреле 2017 года. 9 ноября стало известно, что реконструкция завершена на 98%. Открытие театра запланировано на январь 2018 года.

"