Posted 5 августа 2014,, 06:24

Published 5 августа 2014,, 06:24

Modified 12 ноября 2022,, 14:25

Updated 12 ноября 2022,, 14:25

Сенатор-001

5 августа 2014, 06:24
Эксперты выражают озабоченность вопросом, кто же будет представлять Нижегородскую область в Совете Федерации РФ. Предлагаю думать о чем-то более насущном, так как сенаторы хоть и достойные господа, но традиционно воспринимаются в роли «чемодана без ручки»: и тащить неудобно, и бросить жалко.

Собранием настоящих лоббистов Совет Федерации был, когда в нем заседали губернаторы и спикеры региональных парламентов. Это были безусловные тяжеловесы, избранные прямым народным голосованием и ездившие в Москву не домой, а в командировку. То есть представлять интересы своего региона. Такой Совет Федерации был не самым спокойным местом: в этом садке вместе с карасями были щуки, умевшие урывать жирные бюджетные куски и вырастать из региональных сачков. И это были заслуженные победы.

А потом яркую звезду СФ вручную закатили, то есть поменяли принцип его формирования и окончательно превратили верхнюю палату в синекуру. Отныне редко в каком местечке можно встретить такое количество уставших миллиардеров и господ, утративших свои прежние посты, но желающих быть в обойме. Вкупе с нижней палатой, то есть Госдумой, в которой ищут пенисы на сторублевых купюрах, предлагают районы называть уездами и регулируют гей-пропаганду, получилось вполне занимательно.

В регионах с тех пор совсем перестали понимать, чем именно заняты их родные сенаторы и в чем именно они преуспели. Это стало привилегией узкого круга лиц. Например, сенаторы от правительства Нижегородской области никогда не отчитывались публично — говорят, отчет доставлялся к рабочему столу губернатора. И, должно быть, он единолично принимал решение, гладить представителя по головке или не надо.

Сенатор от регионального парламента тоже всегда отличался скромностью: отчет о трудах тяжких мог даже не озвучиваться, а просто раздавался депутатам. Почитать. Впрочем, читать это — отдельный труд, потому что обычно отчет состоял из подсчета количества принятых СФ законопроектов и отмеченных личным присутствием мероприятий. Отчет никем не обсуждался, так как обсуждать в нем в общем-то нечего. Ну, отсидел человек год в сенате — и ладно. Не навредил никому — уже хорошо. К народу с такими отчетами, понятное дело, лучше не выходить.

Суммируя сказанное, тяжело поверить в то, что сенатор еще что-то лоббирует. Даже некоторые депутаты регионального парламента пожимают плечами, тужась вспомнить о пользе своего представителя, и максимум, что выдают, так это сопровождение какой-нибудь местной инициативы в федеральных заоблачных чертогах, а также бизнес-интересы некоторых групп.

Есть стойкое ощущение, что даже попытка придать Совету Федерации вес, посадив туда десять президентских сенаторов, ничего не изменит. Эксперты уже высчитывают, какие отставные губернаторы присядут на эти кресла. То есть в этом театре просто будет VIP-ложа.

Получается, что имена и фамилии сенаторов вряд ли сулят успех. Скорее они анонсируют отставки с прежних мест работы. По разным причинам. И именно в этом разрезе возникают вопросы по озвученным потенциальным шанцевским кандидатам в сенаторы.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства РФ Владимир Лебедев теоретически может променять периодически горящие и расхищаемые леса России на новый этап работы с Валерием Шанцевым, если тот станет губернатором Нижегородской области в третий раз. Правда, учитывая, представителем каких влиятельных групп обычно эксперты называют господина Лебедева, можно поспорить, чьи именно интересы будут представлены в сенате и почему он оставляет лесное ведомство. Возможно, просто будущее не за дровами и есть другие цели. Именно благодаря просвечивающим перспективам этой фигуры эксперты и считают его наиболее вероятным кандидатом.

А вот и. о. министра социальной политики Нижегородской области Ольга Носкова и депутат Законодательного собрания Игорь Щеголев вполне вписываются в стандартную систему назначения сенаторов. Хорошее место для достойных господ. Вот только утрата региональным правительством госпожи Носковой вряд ли будет светлым моментом. Во-первых, соцблок в мирке российской бюрократии традиционно на женских плечах, а таковых всегда дефицит. А во-вторых, тяжкие последствия оптимизаций в сфере здравоохранения и образования требуют опять-таки женской жалостливости на встречах с населением.

Словом, все это, конечно, очень занимательно, но так уж вышло, что нижегородцы не знают своих сенаторов и не очень понимают, зачем они нужны. Тем более что высокие строчки в рейтингах лоббизма занимают сейчас вовсе не сенаторы, а как раз те, кто читает их отчеты.

Юлия Сухонина

"