Posted 3 декабря 2014,, 13:49

Published 3 декабря 2014,, 13:49

Modified 12 ноября 2022,, 14:55

Updated 12 ноября 2022,, 14:55

Коровьев отдыхает

3 декабря 2014, 13:49
Законодательное собрание Нижегородской области утвердило Прогноз социально-экономического развития региона на 2015 год и на период до 2017 года. Документ «позволяет нам надеяться на достаточно оптимистичное развитие событий», — заявил председатель Законодательного собрания Евгений Лебедев, комментируя утверждение Прогноза.

С одной стороны, приятно, когда председатель Законодательного собрания источает оптимизм. Его пример настолько заразителен, что вслед за ним хочется броситься в миры тех смыслов, в которых живет он, навсегда забыв про здравые. Но, с другой стороны, опыт, сын ошибок трудных, глухо шепчет: «Неплохо бы узнать, где черпает свой оптимизм этот друг парадоксов».

Ответ на вопрос находится довольно просто. На второй странице документа читаем: «Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области подготовлен Правительством Нижегородской области в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации». Эти самые «сценарные условия» в тексте Прогноза тоже присутствуют. В качестве основных критериев там взяты два показателя: стоимость барреля нефти и курс доллара. Как это и принято в методиках сценарного прогнозирования, предлагаются три сценария: «умеренно-оптимистический», «базовый» и «вариант А» (под таким именем, надо полагать, скрывается «пессимистический» сценарий). Но вот что любопытно, даже самый пессимистический сценарий («вариант А») реализуется при стоимости нефти 90 долларов за баррель и при курсе 40 рублей за доллар.

В Нижегородской области паникерству не поддаются и за основу для разработки регионального Прогноза берут базовый сценарий (баррель — 100, доллар — 37,7). Согласно этому сценарию, ИФО ВРП (индекс физического объема валового регионального продукта) в следующем году составит 102,5%. Глава законодательной власти региона, комментируя Прогноз, уверенно заявляет, что нас ожидает «период умеренного роста экономики». При этом Евгения Лебедева нимало не смущает, что уже сегодня баррель опустился до отметки 70 долларов, а курс доллара поднялся до 50 рублей. Он уверен, что прогноз «отражает реалии нынешней ситуации». При таких заявлениях возникает только одна трудность — удержаться от повтора знаменитой коровьевской фразы…

В подобной ситуации даже самый неизлечимый оптимист возопил бы: «Как вы это сосчитали?!» И оказался бы неправ. Потому что считать здесь не требуется, здесь требуется верить. В типовом проекте «Российский законодатель» опции «считать» и «думать» не предусмотрены. Они с успехом компенсируются суперопциями «верить» и «голосовать». Некоторые «люксованные» сборки наделены еще одной функцией — «комментировать». Этого вполне достаточно, считают разработчики центрального политического конструкторского бюро. Сказать, что они неправы, нельзя, ведь механизм работает: сценарии сочиняются, прогнозы принимаются, комментарии комментируются, Коровьев отдыхает.

На этом можно было бы и закончить, если бы не одна маленькая деталь, которая почти ускользнула от нашего внимания. Если в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации пессимистический сценарий назван «вариантом А», означает ли это, что есть «вариант В», «вариант С» и «вариант D»? Если да, то что нам делать с нашим оптимизмом?

Евгений Семенов

"