Posted 2 декабря 2014,, 08:44

Published 2 декабря 2014,, 08:44

Modified 12 ноября 2022,, 14:56

Updated 12 ноября 2022,, 14:56

Оксана Тажирова: Социальная ответственность стала в уходящем году осознанной и плановой для многих компаний

2 декабря 2014, 08:44
Директор центра коммуникаций и социальных технологий «Пятый ветер», координатор движения «Добрый Нижний» рассказала читателям «Ньюс-НН» о трендах и прогнозах в сфере благотворительности.
Единственное, что роднит всех людей, с разной степенью интенсивности и погруженности размышляющих на тему корпоративной социальной ответственности (общепринятая аббревиатура — КСО), — это понимание того, что в целом КСО — это хорошо и правильно. А дальше начинается многовариантность: что такое КСО, как у Гайдара, «каждый понимал по-своему».


Диапазон большой:

•​ ответственное отношение к качеству товаров и услуг;

•​ ответственное отношение к персоналу («белые» зарплаты);

•​ ответственное отношение к окружающей среде;

•​ соблюдение государственных и отраслевых стандартов, норм, нефинансовая отчетность;

•​ благотворительные и социальные программы.


Если коротко, то КСО — это когда коммерческая организация делает что-то полезное, сверх норм и требований законодательства, то есть добровольно, «по любви».


При всем биологическом и жанровом разнообразии существующих проявлений и «форм жизни» КСО в современной России тенденции-2014 в той сфере можно условно систематизировать, разделив их, в свою очередь, на две группы.


Тенденция первая: массовый и дружный переход компаний от ситуативности к системности в сфере КСО. Раньше в подавляющем большинстве компаний механизм помощи ближнему сводился к «пришли — дал, попросили — помог». Сейчас практически все компании, которые имеют социальные и благотворительные проекты и программы, имеют фиксированную, понятную, доступную для ознакомления систему социальной ответственности. Там прописаны приоритеты компании в сфере КСО (у кого спорт, у кого молодые таланты, у кого помощь сиротским учреждениям), формы помощи (финансовая, волонтерская и так далее), критерии отбора благополучателей и так далее.


Тенденция вторая: пока еще в большинстве компаний «мухи отдельно, котлеты отдельно». Бизнес-процесс и КСО — параллельные прямые, которые не пересекаются в пространстве. Но есть случаи, и в 2014 году они участились, когда бизнес-процесс и КСО «идут в связке». Например, компании, которые специализируются на предоставлении интернет-услуг и услуг мобильной связи, обучают пожилых людей пользоваться интернетом и мобильным телефоном. Или банк проводит курсы финансовой грамотности для населения и помогает оформиться, встать на ноги молодежным старт-апам. Ведь это не просто доброе дело. Это доброе дело плюс промо своего бизнес-процесса плюс выращивание новых клиентов. Себе. И лично я к этому тренду отношусь очень позитивно, потому что убеждена: чем больше удовольствия, в том числе имиджевого, будут получать компании от своей социальной ответственности, тем дольше и больше они в нее будут вкладываться.


Вообще, лично мне представляется крайне разумным стремление некоторых бизнес-компаний и рыбку съесть, и в трамвае покататься. С этим связан и третий тренд: КСО с пользой для дела. Например, сейчас многие компании в качестве одного из своих социальных направлений выбирают трудоустройство людей в возрасте 50+. В последние годы в нашей стране HR-геноцид по отношению к людям предпенсионного возраста носил повсеместных характер — в большинстве случаев им было трудно найти квалифицированную работу по специальности. Принимая на работу людей старше 50, вы получаете не только опытных специалистов, но еще и лояльных, преданных работников. При этом такое доброе дело не требует дополнительных расходов: зарплата сотрудникам — хоть молодым, хоть пожилым — в любом случае будет платиться.


Вклад в развитие территорий присутствия — это тоже тренд «на острие». Если раньше компании в лучшем случае содержали социальные объекты типа дома культуры с кружками и привозили на день города группу с концертом, то теперь все больше появляется компаний, осознающих свою ответственность за жизнь города. Особенно если это градообразующее предприятие. Например, компания «ВМК» в Выксе вкладывает средства в развитие музейного комплекса и проведение фестиваля уличной культуры «АРТ-овраг», в ходе которого молодежь меняет и украшает городские пространства.


Ко второй группе трендов и тенденций-2014 можно отнести те, которые в этом году только, можно сказать, проявились.


Тут самым заметным явлением стал, пожалуй, знаменитый благотворительный флэш-моб Icebucketchallenge. В ходе него нужно было облиться ледяной водой, перечислить деньги на благотворительность и передать вызов дальше своим знакомым. Некоторые обливались корпоративно — например, нижегородский хоккейный клуб «Торпедо». Чем нам интересна эта тенденция? Тем, что ее невероятная для благотворительной акции популярность говорит: люди устали от негативной эмоциональной обстановки вокруг «социалки» и благотворительности, им надоели призывы «немедленно помочь, иначе все умрут». Им хочется вызова, прикола, радости, преодоления себя. Хочется помогать «по фану», с улыбкой на лице. И они имеют на это полное право.


Другой интересный пример, который нам подарил год 2014-й, — это, образно говоря, КСО для смартфонов. Речь идет о приложениях для мобильных телефонов, через которые можно участвовать в социальных программах. Например, компания «Инмарко» (Unilever) создала мобильное приложение «Поделись улыбкой» для андроидов и IOS. Скачав бесплатно это приложение, вы можете загрузить туда свое улыбающееся фото, разукрасить его с помощью разных забавных опций и разместить на специальной карте улыбок. За каждую новую фотографию компания перечисляет 10 рублей в фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца».


Следующая история — это наша, нижегородская. 2014 год в Нижнем стал годом новых памятников и арт-объетов, годом open-air и уличных фестивалей. Сразу три новых памятника появились на улицах города благодаря «Ростелекому» (скамейка блогеров и телефонная будка) и «Нижегородскому водоканалу» (фонтанчик на площади Маркина). Примечательно, что это не просто памятники, например как букве Ё (есть и такой), а арт-объекты, непосредственным образом связанные с бизнес-процессами компаний.


На фестивали в этом году тоже было богато, горожане охотно и активно посещали разные события под открытым небом, но самым массовым стал, конечно, фестиваль Alfafuturepeople от «Альфа-банка».


Следующий год вследствие понятных причин едва ли будет таким позитивным для КСО. Один из сценариев, реализация которых возможна в 2015 году, — это возвращение «благотворительного рэкета со стороны государства». Так уже бывало, когда руководство региона, или города, или райцентра призывало к себе, скажем, банки и распределяло между ними по списку детские дома: вот вам достается детдом номер 1, а ваш — номер 7, шефствуйте, мол, над ними. Безусловно, это шаг назад в развитии КСО, но его придется сделать. Хотя я бы так категорично не формулировала, что его делать придется — это вероятный прогноз.


Другая история, которая из-за тех же кризисных явлений в экономики будет основана на экономии средств со стороны бизнеса, — это корпоративное волонтерство. Речь о добровольном участии сотрудников предприятий в благотворительных акциях. Например, посадке деревьев, уборке мусора и т. д.


В Нижнем Новгороде во многом определяющей станет подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Остается всего три года, а для обслуживания крупных спортивных событий всегда нужно много волонтеров. Поэтому Нижний Новгород, как и другие города, где идет подготовка к ЧМ-2018, будет несколько отличаться от остальной России в плане реализации социальных проектов как государством, так и корпорациями.


Как говорила мама Жени Лукашина, «поживем — увидим».


Оксана Тажирова

Впервые доклад был презентован на конференции "Корпоративная благотворительность: лучшие российские практики" в Нижнем Новгороде 27 ноября 2014 года.


"