2 июля, 14:28Полина Троянова
«Московские пробки» в Балахне: жители ждут объездную уже 12 лет
На протяжении длительного времени нижегородцы вынуждены стоять в пробках в Балахнинском направлении. Решение проблемы было найдено еще в 2007 году — строительство объездной дороги. Однако процесс затянулся на десятилетия. В июне стало известно, что начало работ снова отложено. Подробнее — в материале NewsNN.

Летом проблема пробок из-за отсутствия объездной в Балахнинском районе ощущается особо остро: по выходным люди едут из Нижнего Новгорода в направлении Городецкого района, где много дач и баз отдыха, а после тем же путем возвращаются обратно.

Из-за большого потока машин заторы начинаются еще в Сормовском районе Нижнего Новгорода, а заканчиваются после Правдинска. Проблема также усугубляется наличием железнодорожных переездов на Дубравной, в поселке Лукино и Правдинске. Таким образом, расстояние в 50 км нижегородцы преодолевают в среднем два-три часа.

«Каждое утро субботы и вечер воскресенья провожу в пробках. Уже устал ждать, когда появится обещанная еще в 2008 году объездная», — пожаловался собеседник NewsNN, у которого дача на Зеленом острове в Городецком районе.

Напомним, что обход Балахны должен стать частью трассы Р-152 «Шопша — Иваново — Нижний Новгород». Первый ее участок длиной 19,1 км с объездом Заволжья возвели еще в 2009 году — на торжественной церемонии открытия присутствовал на тот момент губернатор Валерий Шанцев. Ввод в эксплуатацию объекта дал возможность вывести транзитный автотранспорт за пределы Заволжья и переключить движение с дамбы Горьковского водохранилища.

Стройка длилась три года силами ООО фирма «Магистраль» — крупнейшего подрядчика Главного управления автомобильных дорог региона (ГУАД). Работы велись в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» за счет средств федерального (75%) и областного бюджетов (25%). Сметная стоимость строительства составила 2,2 млрд рублей. Эта же фирма возводила обходы Кстова, Нижнего Новгорода (вторая и третья очереди) и многое другое.

Второй этап строительства обхода Балахны предполагал реконструкцию участка дороги Нижний Новгород — Лукино. При этом предусматривалось расширение проезжей части до четырех полос, возведение путепровода над железной дорогой и строительство двухуровневой транспортной развязки у поселка Лукино.

В 2008 году состоялись торги на право проведения работ второй очереди, контракт на сумму 4,4 млрд рублей ГУАД заключило с тем же подрядчиком, что и ранее — фирмой «Магистраль». Проект планировалось софинансировать на 80% из бюджета России. Но наступил кризис, и федеральные средства не поступили.

Разрывать контракт с подрядчиком региональные власти не стали, так как ранее выплатили ему почти 500 млн рублей. Вместо этого они предложили заморозить стройку «до особого распоряжения». Тогда «Магистраль» предъявила акты на 256,7 млн рублей. Деньги были взысканы через суд в 2014 году. При Шанцеве сдвигов в строительстве так и не произошло.

В 2018 году нижегородские власти во главе с новым губернатором Глебом Никитиным вернулись к вопросу строительства обхода Балахны. Проект трассы был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». Сообщалось, что из федерального бюджета на эти цели будет выделено 15 млн рублей до 2024 года. Для освоения средств нужно было обновить устаревший проект.

В 2019 году тендер на проведение работ выиграло ООО «Проектный институт «Волгаавтодорпроект». Компания взяла на себя обязательства за 95,4 млн рублей актуализировать проектно-сметную документацию и получить новые техусловия. Эту работу она должна была закончить до конца мая прошлого года.

Однако в итоге сроки были сорваны, а проект получил отрицательное заключение госэкспертизы, поэтому ГУАД расторгло контракт с «Волгаавтодорпроект» в одностороннем порядке. Это решение было обжаловано в арбитражном суде. Истец настаивал на том, что сроки затягивало ГУАД, требуя скорректировать проект с учетом того, что трассу было решено сделать платной. Кроме того, необходимо было получить техусловия от «Газпромома» о переносе коммуникаций, мешающих стройке.

Суд пришел к выводу, что ГУАД не содействовало исполнению договора и фактически злоупотребило своим правом, расторгнув госконтракт по формальному поводу. С госзаказчика решили взыскать 94,4 млн рублей в пользу «Волгаавтодорпроект».

В ГУАД сообщили NewsNN, что с решением суда не согласны и оплачивать работу «Волгаавтодорпроекту» не будут. Так что в планах — оспаривание судебного решения в вышестоящей инстанции. Сейчас как раз готовится апелляционная жалоба. В управлении также пояснили, что в суде «Волгаавтодорпроект» предоставил заключение негосударственной экспертизы о полном и качественном выполнении работ по корректировке проектной документации.

Не решив проблемы со старым подрядчиком, ГУАД в декабре прошлого года наняло нового — АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» (эта фирма была генеральным проектировщиком Крымского моста). Сумма контракта составила уже 101,69 млн рублей. Корректировка документов должна была завершиться до 15 июня, а строительство объекта — начаться в 2020 году.

Но и с этим подрядчиком возникли проблемы. На сайте госзакупок сообщается, что в мае ГУАД выставил «Институту Гипростроймост — Санкт-Петербург» требование об уплате штрафа в 500 тысяч рублей за просрочку выполнения работ по контракту. При этом в управлении заверили NewsNN, что проектная документация готова на 99% и предоставлена в ведомство для рассмотрения.

Недавно Никитин сообщил в Instagram, что разрешение на строительство обхода может быть получено в сентябре. А стройка, по его словам, начнется уже только в 2021 году.

По данным областного правительства, объем финансирования на строительство объездной дороги в Балахне на 2021 год запланирован в объеме 222,8 млн рублей, из них — 200 млн — средства федерального бюджета, 22,8 млн — областного бюджета. На 2022 год предполагаемый объем финансирования составляет 4,358 млрд рублей. Из них 3,9 млрд — из федерального бюджета, 446 млн рублей — из областного.

Депутат балахнинской думы Валентин Маслов считает, что после сдачи первой очереди обхода имела место коррупция. По его словам, во время первого этапа была сделана обсыпка значительного километража за пределами деревни Чернораменка. Как только стройка закрылась, обсыпку растащили и распродали. По информации Маслова, к этому причастны люди из команды братьев Александра и Владимира Глушковых, которые обвиняются в мошенничестве и взяточничестве и не так давно были экстрадированы из Грузии.

«Отсутствие объездной дороги настолько угнетает жизнь балахнинцев, что дальше ехать некуда. Сегодня можно наблюдать „московские пробки“ в начале и конце рабочего дня и в предвыходные дни из-за того, что там транзитный транспорт проходит. Все эти автомобили дымят дизельными, газовыми, бензиновыми выхлопами, и всем этим дышат граждане, поскольку вдоль балахнинской дороги расположено основное жилье», — отметил Маслов.

По мнению экс-зампредседателя комитета по транспорту Законодательного собрания Нижегородской области Сергея Зуденкова, появление объездной дороги также положительно сказалось бы на развитии туризма, так как на берегу Горьковского водохранилища находятся многочисленные пансионаты, санатории и детские оздоровительные лагеря.

Модератор общественной площадки «Безопасные и качественные автодороги» регионального отделения Общероссийского народного фронта Сергей Кузин отмечает, что проблема объездных дорог в Нижегородской области имеет массовый характер, так как нагрузка на них рассчитывалась более полувека назад.

Для решения проблемы, по словам эксперта, нужен комплексный план развития дорожной сети, которого пока в регионе нет. А ведь это позволило бы планомерно привлекать федеральные средства на ремонт дорог. Но в ближайшие годы это будет сделать затруднительно, потому что Нижегородской области уже выделялись огромные средства к юбилею Нижнего Новгорода. Они, как известно, пойдут на строительство развязки в Сормове, реконструкцию парка «Швейцария» и другие объекты.

Кузин также отметил, что на подъездах к Балахне нет разделительных ограждений полос, из-за чего там часто происходят аварии. «Без вливаний мелкими ресурсами изменить ситуацию не получится. Барьерное ограждение дорогостоящее, также для их установки требуется снова поменять проектную документацию обхода», — заключил эксперт