Posted 1 декабря 2014,, 08:06

Published 1 декабря 2014,, 08:06

Modified 12 ноября 2022,, 14:57

Updated 12 ноября 2022,, 14:57

Ритейлеры готовят распродажи для поумневшего покупателя

1 декабря 2014, 08:06
Посетители торговых центров, безусловно, начали оптимизировать свои расходы, но большинство из них до сих пор не готовы поступиться качеством ради цены.

На пороге сезона высоких продаж ритейлеры составили портрет покупателя. Эта тема обсуждалась участниками конференции «Ритейл в России», прошедшей 26 ноября в Москве. Поумневшие, продвинутые, самостоятельные, ориентированные на полезность продукта — такими придут россияне в этом году на распродажи.

По словам директора розничных продаж Inventive Retail Group Татьяны Клименко, сегодня самый распространенный тип покупателя — «житель крупного города». В среднем он зарабатывает 31 тыс. руб., размер текущего кредита — 43 тыс. руб., магазины посещает три раза в неделю. При этом 67% покупателей все еще считают шопинг удовольствием, но год от года таких потребителей становится все меньше.

Выбирая товар, средний житель города-миллионника ориентируется прежде всего на рекомендации друзей и знакомых (86% опрошенных). При этом, говорит Татьяна Клименко, больше потребителей стали доверять продавцам и блогерам. В то же время, обзоры экспертов пользуются все меньшей популярностью.

Исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнберг отмечает, что сейчас покупатели стали более грамотными. «Очень часто в такие магазины, где требуется специальные знания о товаре — например, бытовая техника или спортивные товары, — люди приходят подготовленные, они знают больше, чем продавцы. Поэтому из-за того, что им на месте не могут ответить на какие-то узкоспециальные вопросы, многие не решаются приобрести товар сразу, идут в другие отделы, смотрят, щупают, ищут информацию в Интернете и могут в итоге вообще ничего не купить», — говорит эксперт.

Аналитики его компании заметили также и еще один интересный факт: увеличилось количество женщин и мужчин, которые ходят по магазинам в одиночку. «Мы долго думали — почему так? Может, в нашей стране выросло количество разводов? Оказалось, что просто парочки, которые приходят в магазины, разделяются. Девушки идут в отделы обуви, одежды, косметики — и покупают там то, что им нужно. А молодые люди идут в другие магазины — например, электроники и видеоигр — и ничего там не покупают, только трафик создают», — отмечает Максим Вайнберг.

При этом уже стало заметно, что покупатели начали оптимизировать свои расходы. Так, говорит Татьяна Климова, потребители с низким уровнем доходов избегают ходить в магазины вместе с членами своей семьи, «чтобы не искушать себя лишний раз». К такой стратегии стали прибегать около 36% респондентов. Максим Вайнберг также отмечает, что в последние месяц-полтора клиенты за одно посещение торгового центра стали заходить в меньшее число отделов, сократилось время пребывания в каждом из них. Этот фактор отрицательно сказывается на сумме среднего чека.

Хотя посещаемость некоторых отделов может расти. Например, так обстоит дело с офисами продаж операторов сотовой связи. Как отмечает руководитель департамента по работе с операторами приема платежей и банками Tele2 Арсений Полевич, в кризис люди чаще пользуются возможностью пополнить счет без комиссии. При этом наблюдается забавная тенденция: они пополняют счет на меньшие суммы, но чаще. Так, если обычно человек кладет деньги на счет в среднем 3,5 раза в месяц, то в кризисные времена — 4–5 раз.

Но при этом, констатирует Татьяна Климова, 68% потребителей пока еще не готовы поступиться качеством ради цены, 54% не согласятся на низкий уровень сервиса даже при гарантии минимальной цены.

Александра Елина

"