Posted 1 декабря 2014,, 08:06
Published 1 декабря 2014,, 08:06
Modified 12 ноября 2022,, 14:57
Updated 12 ноября 2022,, 14:57
На пороге сезона высоких продаж ритейлеры составили портрет покупателя. Эта тема обсуждалась участниками конференции «Ритейл в России», прошедшей 26 ноября в Москве. Поумневшие, продвинутые, самостоятельные, ориентированные на полезность продукта — такими придут россияне в этом году на распродажи.
По словам директора розничных продаж Inventive Retail Group Татьяны Клименко, сегодня самый распространенный тип покупателя — «житель крупного города». В среднем он зарабатывает 31 тыс. руб., размер текущего кредита — 43 тыс. руб., магазины посещает три раза в неделю. При этом 67% покупателей все еще считают шопинг удовольствием, но год от года таких потребителей становится все меньше.
Выбирая товар, средний житель города-миллионника ориентируется прежде всего на рекомендации друзей и знакомых (86% опрошенных). При этом, говорит Татьяна Клименко, больше потребителей стали доверять продавцам и блогерам. В то же время, обзоры экспертов пользуются все меньшей популярностью.
Исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнберг отмечает, что сейчас покупатели стали более грамотными. «Очень часто в такие магазины, где требуется специальные знания о товаре — например, бытовая техника или спортивные товары, — люди приходят подготовленные, они знают больше, чем продавцы. Поэтому из-за того, что им на месте не могут ответить на какие-то узкоспециальные вопросы, многие не решаются приобрести товар сразу, идут в другие отделы, смотрят, щупают, ищут информацию в Интернете и могут в итоге вообще ничего не купить», — говорит эксперт.
Аналитики его компании заметили также и еще один интересный факт: увеличилось количество женщин и мужчин, которые ходят по магазинам в одиночку. «Мы долго думали — почему так? Может, в нашей стране выросло количество разводов? Оказалось, что просто парочки, которые приходят в магазины, разделяются. Девушки идут в отделы обуви, одежды, косметики — и покупают там то, что им нужно. А молодые люди идут в другие магазины — например, электроники и видеоигр — и ничего там не покупают, только трафик создают», — отмечает Максим Вайнберг.
При этом уже стало заметно, что покупатели начали оптимизировать свои расходы. Так, говорит Татьяна Климова, потребители с низким уровнем доходов избегают ходить в магазины вместе с членами своей семьи, «чтобы не искушать себя лишний раз». К такой стратегии стали прибегать около 36% респондентов. Максим Вайнберг также отмечает, что в последние месяц-полтора клиенты за одно посещение торгового центра стали заходить в меньшее число отделов, сократилось время пребывания в каждом из них. Этот фактор отрицательно сказывается на сумме среднего чека.
Хотя посещаемость некоторых отделов может расти. Например, так обстоит дело с офисами продаж операторов сотовой связи. Как отмечает руководитель департамента по работе с операторами приема платежей и банками Tele2 Арсений Полевич, в кризис люди чаще пользуются возможностью пополнить счет без комиссии. При этом наблюдается забавная тенденция: они пополняют счет на меньшие суммы, но чаще. Так, если обычно человек кладет деньги на счет в среднем 3,5 раза в месяц, то в кризисные времена — 4–5 раз.
Но при этом, констатирует Татьяна Климова, 68% потребителей пока еще не готовы поступиться качеством ради цены, 54% не согласятся на низкий уровень сервиса даже при гарантии минимальной цены.
Александра Елина