Posted 1 сентября 2014,, 18:57

Published 1 сентября 2014,, 18:57

Modified 12 ноября 2022,, 15:35

Updated 12 ноября 2022,, 15:35

«Газели» в убытке

1 сентября 2014, 18:57
«Группа ГАЗ» за первое полугодие 2014 года получила убыток более 1 млрд рублей по МСФО. Больше всего у холдинга снизились продажи автобусов и автокомпонентов. Эксперты говорят, что тенденция сокращения прибылей и появления убытков отмечается по всему авторынку в целом. Помочь наверстать упущенное автопроизводителям должны второе полугодие, когда спрос традиционно увеличивается, и программа утилизации, стартовавшая 1 сентября.

Убыток «Группы ГАЗ» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в первом полугодии 2014 года составил 1,315 млрд руб. против прибыли в размере 195,777 млн руб. за аналогичный период 2013 года. Выручка за отчетный период составила 54,997 млрд руб. (падение на 7,9%), в том числе выручка от продаж автокомпонентов — 9,503 млрд руб. (падение на 34,4%), легких коммерческих и легковых автомобилей — 30,641 млрд руб. (падение на 4,2%), автобусов — 6,009 млрд руб. (падение на 41,5%), грузовых автомобилей — 6,875 млрд руб. (рост на 17,6%). Об этом говорится в отчетности «Группы ГАЗ».

Столь низкие показатели в пресс-службе «Группы ГАЗ» объясняют снижением инвестиционной активности в основных отраслях потребления коммерческого транспорта: в первом полугодии рынок автобусов сократился на 37%, легких коммерческих автомобилей — на 20%.

Руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа говорит, что убыточность российского автопрома в условиях глубочайшего кризиса авторынка, усугубляемого общим спадом в экономике страны, а также снижением экспорта в страны ближнего зарубежья (прежде всего в Украину), была вполне очевидна. «Поэтому чудес на самом деле никто не ждал ни от «Группы ГАЗ», ни от «Соллерса», ни от «АвтоВАЗа», — говорит аналитик. Напомним, «Соллерс», «АвтоВАЗ» и КамАЗ также существенно снизили финансовые показатели в первом полугодии 2014 года. «Ситуация, в которой оказался ГАЗ, типична для всего рынка уже хотя бы по тому, что на 34,4% упали продажи автокомпонентов, а это рынок b2b», — отмечает Кипа.

Аналитик ИК «Русс-Инвест» Мария Шишкина считает, что такой убыток «Группы ГАЗ» все же не был ожидаем: по итогам 2013 года группа показала рост выручки до 143,4 млрд руб., впервые с 2008 года достигнув докризисного уровня.

По мнению Дмитрия Кипы, резкий спад продаж автобусов мог быть вызван снижением закупок автобусов у Ликинского автобусного завода (входит в «Группу ГАЗ»), который является одним из крупнейших поставщиков автобусов для городов России. Сейчас многие регионы не имеют достаточных средств для заключения масштабных контрактов с производителем, и единственным исключением является Москва, которая не так давно приняла решение закупить 150 автобусов.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов говорит, что к убытку «Группы ГАЗ» также привел существенный рост долга, а учитывая рост ставок по кредитам, обслуживание долга тоже существенно выросло. Кредиторская задолженность «Группы ГАЗ» действительно значительно выросла: на 30 июня 2014 года она составила 1,983 млрд руб., увеличившись по сравнению с 30 июня 2013 года на 67,9%, говорится в отчетности холдинга. В пресс-службе «Группы ГАЗ» одной из причин отрицательных показателей тоже называют значительное увеличение суммы заемных средств, которое было вызвано главным образом резким ростом ключевой ставки ЦБ РФ в первом полугодии 2014 года, в результате чего обслуживание кредитов подорожало более чем на 30%.

На финансовый результат компании повлиял также рост амортизационных отчислений на 27%, связанный с масштабной инвестиционной программой прошлых периодов, отметили в пресс-службе холдинга.

По словам директора по экономике и финансам «Группы ГАЗ» Михаила Белоброва, группа рассчитывает на рост выручки от продаж в третьем и четвертом кварталах в связи с сезонным фактором, который традиционно действует на рынке коммерческого транспорта в этот период. По оценке Владимира Беспалова, по итогам 2014 года холдинг, скорее всего, сократит убыток: второе полугодие должно быть прибыльным — в это время всегда увеличивается спрос на коммерческую технику. В частности, госзакупки обычно «сдвигаются» на второе полугодие.

Еще одним фактором, который должен подстегнуть продажи «Группы ГАЗ», должна стать утилизация, говорит Беспалов. Напомним, Минпромторг РФ объявил о старте программы утилизации автомобилей с 1 сентября. Продлится программа до конца года, и под ее действие попадают не только легковые и легкие коммерческие автомобили, но также грузовики и автобусы.

Мария Шишкина тоже считает, что программа утилизации поддержит российских автопроизводителей, в том числе и «Группу ГАЗ». Она напоминает, что в 2011 году, когда действовала программа утилизации, российский автопром демонстрировал высокие показатели продаж.

Дмитрий Кипа менее оптимистичен. По его мнению, программа утилизации слабо скажется на уровне продаж «Группы ГАЗ», поскольку ощутимый эффект от нее ранее ощутили лишь производители, сосредоточенные на выпуске легковых автомобилей.

Екатерина Чичурина

"