Posted 1 апреля 2020,, 14:58

Published 1 апреля 2020,, 14:58

Modified 3 ноября 2022,, 18:40

Updated 3 ноября 2022,, 18:40

Нижегородские производители спорттоваров теряют прибыль из-за коронавируса

1 апреля 2020, 14:58
Эксперты уверены, что невозможно развивать спорт больших достижений без производства собственных товаров спортивного назначения. NewsNN рассказывает, способны ли российские производители конкурировать с иностранными и сколько среди них нижегородских компаний, а также, как пандемия коронавируса влияет на отрасль.

«Задача отрасли — поддерживать и спорт высоких достижений и самое главное — массовый спорт, здоровый образ жизни для населения», — уверен президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По оценкам федерального правительства, российский рынок спортивных товаров превышает 500 млрд рублей в год. 40% его объема приходится на спортивную одежду. Пятая часть — на спортивную обувь. Чуть больше — на инвентарь и оборудование. Отдельный сегмент — тренажеры. Ежегодно в России их продают на 50 млрд рублей.

По словам Катырина, страна практические полностью может себя обеспечить такими спортивными товарами, как оборудование для спортивных залов, для открытых площадок, однако сильно отстает от зарубежных конкурентов в производстве спортивного инвентаря и экипировки.

Одним из крупных производителей тренажеров в России является компания «Профиджим». Ее владелец Андрей Владимиров собрал первый тренажер 15 лет назад, сейчас у него производства в Туле и Орле. Ежедневно здесь выпускают по три грузоблочных и до пяти единиц легких тренажеров, например, скамеечного типа. Три года назад «Профиджим» занялась выпуском реабилитационного оборудования. Как отмечает Владимиров, это стало очередным шагом к расширению спектра товаров.

«Данный сегмент занимает около десяти процентов от наших товаров. В остальном — маржинальность и прочее — примерно такая же, что и в остальных тренажерах», — отмечает он.

По словам Владимирова, треть себестоимости тренажера «Профиджим» приходится на металл. Еще 17% — на другие материалы: кожу, ткани, поролон, краску. С затратами на сырье сопоставим фонд оплаты труда.

«В прошлом году у нас был хороший прирост — мы увеличили обороты на 30%. Что важно, прирост оборота приходит за счет повторных обращений. У нас 80% клиентов — те, с которыми мы работаем постоянно. Это не только торгующие организации, а еще и фитнес-центры, которые у нас закупаются и обновляются», — пояснил Владимиров.

Подмосковная фабрика «Олимпсити» — ведущий поставщик спортивного оборудования в России. Здесь выпускаются канаты, маты, шведские стенки, инвентарь для спортивных залов. Продукция востребована у государства — она закупается для оснащения школ, детских садов и физкультурно-оздоровительных комплексров.

По словам директора компании Руслана Позюкова, государство в сегменте спортивного оборудования и инвентаря обеспечивает половину спроса, и заинтересовано в качественной отечественной продукции.

Позюков приобрел фабрику в предбанкротном состоянии за 50 млн рублей 10 лет назад. Пока о возврате средств новый владелец пока не думает — вся прибыль возвращается в дело.

«Чем сложнее продукт ты выпускаешь, тем там выше маржинальность. Вот, шведские стенки. Там очень низкая маржинальность, их может сделать любой человек, а складную баскетбольную стойку профессиональную уже обычный человек не сделает», — отмечает Позюков.

По оценке экспертов, в этом году зависимость от государства может сыграть против игроков рынка. Ослабление рубля и дефицит бюджета, по мнению Позюкова, сократят закупки спортивного оборудования на 50, а то и 70%. Нанес удар по отрасли и коронавирус. Эпидемия нарушила логистику и поставки деталей из Китая. Зависимая от них российская спортивная продукция, по оценкам экспертов, подорожает на треть или вовсе не будет готова в срок.

В Нижегородской области работают семь крупных производителей спортивных товаров. Есть еще несколько десятков небольших производств, у которых мелкая специализация — они изготавливают шведские стенки и шьют спортивные маты, которые востребованы у школ и детских садов.

Крупная фабрика спорттоваров «AbsoluteChampion» находится в Нижнем Новгороде. Ей уже более шести лет. Компания производит турники, детские спортивные комплексы, велосипеды, снаряжение для тяжелой атлетики, эспандеры, ледянки и лыжи. На швейном производстве «AbsoluteChampion» налажен выпуск груш, матов и спортивных сумок, на линии деревообработки — выпуск теннисных столов и шведских стенок.

Как рассказал NewsNN менеджер компании Алексей Соколов, в производстве задействованы более 600 человек. «Наша продукция востребована в сетевых магазинах, таких как „Спортмастер“ и „Декатлон“. Всего реализуем товары в более 400 магазинах в различных регионах России и планируем расширять ассортимент и развивать дилерскую сеть. Кроме того, поставляем оборудование для фитнес-центров, в школы и детские сады», — отметил он.

Однако, по словам сотрудника «AbsoluteChampion», планам компании помещала обстановка с коронавирусом. Сейчас производство остановлено.

Наладить поставку своей продукции в крупные сетевые магазины удалось и нижегородскому ООО «Крок», которое на рынке с 1997 года. Здесь выпускают хоккейную защитную экипировку: шлемы, нагрудники, налокотники, щитки и проч. Объем производства составляет более 6 тысяч комплектов в год. Как рассказали NewsNN в компании, у «Крок» есть договоренности о поставке своей продукции в магазины «Декатлон», «Спортдепо» и «Ларсен».

Успешно продолжает работать на рынке и нижегородское ЗАО «Экспериментальная фабрика лыжной мази ВФСО «ДИНАМО», которое было открыто еще 1956 году. Здесь под маркой «Темп» и «Висти» выпускают мази для различных видов лыж, а также скейтбордов.

«STG-NN» из Нижнего Новгорода работает с 2008 года и специализируется на выпуске спортивной формы для игровых видов спорта — футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, а также атрибутики для болельщиков — флаги, вымпелы, рюкзаки и сувениры.

«Собственное производство в Сормовском районе позволяет нам выпускать более 10 тысяч комплектов одежды в месяц. Поставляем продукцию не только по России, но и в страны ближнего зарубежья», — рассказала NewsNN менеджер компании Екатерина Семенова.

Нижегородское ООО «Дешевле не найдешь» на рынке спорттоваров уже около восьми лет. За эти годы компания наладила выпуск боксерских рингов и комплектующих к ним. Кроме того, здесь выпускаются легкоатлетические помосты, ринги, маты, манекены, груши для занятий боксом, гимнастические скамейки, мячи, защитные жилеты и многое другое. Товары реализуются под торговой маркой DNN.

Как рассказал NewsNN директор отдела продаж «Дешевле не найдешь» Дмитрий Кузнецов, в компании налажено сотрудничество с фитнес-клубами, спортивными организациями, участвует она и в оснащении школ и детских садов. Так, недавно компания поставила оборудование нижегородскую школу-интернат № 39.

Но, по словам сотрудника компании, работать с государством не всегда выгодно, так как предоплата за заказ составляет всего 30%.

«Не всегда участвуем в тендерах, если только очень хорошая моржа. Поставки в государственные структуры и коммерческие составляют в среднем 50 на 50. И с государством чаще мы работаем по прямому договору», — рассказал он.

Производство DNN находится в области, в нем задействовано 30 человек. «У нас несколько цехов — швейный, сварочный, пайка тента, столярный, сборочный. Все, что делается из металла, дерева и тента, все можем сами сделать сами, даже нестандартные заказы. В Китае мы ничего не закупаем», — рассказал сотрудник компании.

Директор отдела продаж «Дешевше не найдешь» также отметил, что в связи с пандемией коронавируса, бизнес терпит убытки, хотя до этого в фирме наблюдался небольшой прирост.

«Сейчас сложно что-либо загадывать. На данный момент заказов практически нет. Даже поставщики наши сейчас не работают», — отметил сотрудник DNN.

По оценке властей, в спортивной индустрии России сегодня занято не так уж много компаний — всего около 300. Но отраслевые эксперты с этими данными не согласны, ведь в спортивные товары можно записать и майки, и мотоциклы. Российская Торгово-промышленная палата предлагает создать реестр предприятий спортивной индустрии и перечень спортивных товаров. И уже на их основе писать для рынка правила игры.

«Отсюда рождается следующий вопрос — это формирование предложений для государства, каким образом поддерживать развитие этой отрасли. Это могут быть финансовые вопросы, могут быть нефинансовые вопросы регулирования этой отрасли. Например, обнулить пошлины на ввозимое сырье для производства спортивных товаров. Такая тема тоже существует, не все в качестве сырья имеем здесь в России», — отмечает Катырин.

Сегодня в России каждый третий активно занимается спортом или физической культурой. Власти хотят за пять лет увеличить этот показатель до 55%. Помочь решить эту задачу должен ряд национальных проектов: «Демография», «Спорт — норма жизни» и «Комфортная среда». Производители спортивных товаров возлагают большие надежды на государство.

"