Нью-Молодежный: можно обойтись и без прожекта?

Нью-Молодежный: можно обойтись и без прожекта?
Аналитика

1 марта 2016, 12:03
История противостояния общественности, экспертного сообщества и власти, «продавливающей» проект реконструкции проспекта Молодежного в Нижнем Новгороде к ЧМ-2018, продолжается. Мы решили углубиться в прошлое и подробнее рассмотреть, какие варианты развития транспортной инфраструктуры для доставки пассажиров из аэропорта Стригино в центр города еще предлагались к реализации. Оказалось, их было немало, но по разным причинам ни один из них не был принят.

Почему альтернативные проекты «не прошли»?

Александр Лисин, исполнительный директор Русской интермодальной логистической ассоциации: «По моему ощущению, все альтернативные варианты не были обоснованы конкретными экономическими расчетами, и поэтому было такое «шараханье» от одного варианта к другому. На мой взгляд, постановка вопроса: «Давайте запросим такие же деньги, как в Казани или Владивостоке», – была изначально обречена на провал. Такие проекты нужно формировать исходя из моделей пассажиропотоков. А у нас обоснование проектов сразу пошло от количества рублей, которые можно было запросить от центра и освоить. Мне такой подход кажется наивным».

Трамвай до аэропорта

По генеральному плану развития Нижнего Новгорода на 2010–2030 годы предусматривалось транспортное развитие города с учетом развития аэропорта. Подвоз авиапассажиров к новым станциям метро предполагался с использованием «автономного» трамвая.

Схема 1. Генеральный план города с продолжением ветки метро


Зеленая линия – перспективное строительство продолжения Автозаводской ветки метро; фиолетовая – трамвайная ветка с выходом в верхнюю часть города.


Строительства еще одного метромоста и продолжения Автозаводской линии метрополитена мы будем ждать долго. Но и сегодня, используя и модернизируя трамвайную ветку, можно рассчитывать на облегчение ситуации с выездом из аэропорта. Стоимость проекта трамвайной линии неизвестна.

Аэроэкспресс: по примеру Сочи и Казани

Автозаводец Констатин Лабутин (отслеживает ситуацию с 2010 года): «Когда в 2012 году на расширенном заседании городской думы рассматривался этот вопрос, говорили о том, что существуют примеры решения проблемы быстрой доставки пассажиров – аэроэкспресс. В Казани – к Универсиаде, в Сочи – к Олимпиаде, во Владивостоке – к саммиту. В случае запуска аэроэкспресса пассажирам не пришлось бы пересаживаться с надземного на подземный вид транспорта, таща за собой чемоданы, а потом на Московском вокзале опять подниматься на поверхность, чтобы пересесть на маршруты общественного транспорта, которые довезут их до гостиниц, хостелов, стадиона».

Сегодня этот вариант железнодорожной ветки интересен еще и тем, что планируемое строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань предполагает создание станции пересадки пассажиров именно в районе Петряевки.


Вариант 2012 года: интермодальный проект железнодорожной ветки от аэропорта не только к Московскому вокзалу, но и до станции Стрелка со строительством железнодорожной эстакады. Стоимость по ценам 2012 года – 3,5 миллиарда рублей (по информации начальника службы технической политики ГЖД Сергея Ефремова – газета «Биржа» № 44 от 27.11.2012, «Новые транспортные связи аэропорта»).

Схема 2. Схема аэроэкспресса


Черный пунктир – существующие железнодорожные пути в районе аэропорта. Красная линия в нижней части схемы – существующая трасса по улицам Ореховской, Гайдара, Южному шоссе, улице Монастырка.

P. S.Ждем комментария от Горьковской железной дороги о том, почему этот проект стал для нее невыгодным. И почему такая мощная структура, как ОАО «РЖД», не лоббировала создание ветки аэроэкспресса в Нижнем Новгороде.

Справка. Ранее озвученные условия окупаемости аэроэкспресса: пассажиропоток не менее 900 тысяч человек в год (в прошлом году он составил 952 тысячи человек); наличие ветки метро в верхнюю часть города (станция «Горьковская» пущена 4 ноября 2012 года); терминал с багажным отделением на Московском вокзале (вопрос к РЖД).

Автодорога Южное шоссе – Монастырка

Автомобильная магистраль, которая служит подвозу авиапассажиров от аэропорта к метро и дальше, к центральным транспортным развязкам города, уже существует.

Констатин Лабутин (отслеживает ситуацию с 2010 года): «Такой вариант, через Южное шоссе и Монастырку, был самым очевидным, ведь и сегодня этот маршрут используется для подъезда к аэропорту».



Данный проект отклонен, хотя расширение улицы Монастырка началось в 2015 году.

«Нью-Молодежный»

Проект подъезда по Молодежному изначально рассматривался именно как второй подъездной путь с двухуровневой развязкой в районе железнодорожного разъезда в Петряевке, где уже тогда «пробочная» ситуация была более чем острой (газета «Биржа» № 44 от 27.11.2012, «Новые транспортные связи аэропорта»).

Дорога от аэропорта должна была пройти вдоль существующей грунтовой дороги с выходом к велозаводу и далее вдоль существующей там асфальтированной трассы к железнодорожному переезду в Петряевке. Там предполагалось строительство двухуровневой развязки, которая могла бы существенно разгрузить переезд. Схема дороги изменена, строительство развязки из проекта исчезло.

Схема 3. Первоначальная трасса


На врезке в схему – первоначальный проект с выходом на развязку в Петряевке. На общей схеме черная линия – скорректированный план строительства участка дороги.



Возникающие проблемы: ухудшение экологической обстановки в районе новой трассы; нарушение архитектурной целостности охранной зоны «Соцгород Автозавода»; необходимость «развести» транспортные потоки на площади Киселева, учитывая, что уже здесь сейчас встречаются автомобильные потоки с проспекта Ленина, улицы Веденяпина и проспекта Октября, а добавится еще и проспект Молодежный.

«Крамольное» мнение эксперта

Александр Лисин считает, что можно вообще ничего не строить, стараясь успеть к 2018 году: «Есть пример проведения Олимпиады в Сочи. Там в эти недели движение было так зарегулировано, что город полностью работал на пассажиров. Можно ничего не строить, надо просто поставить на пути движения общественного транспорта на время матчей посты ГИБДД и перекрывать движение в тех районах, где действительно критично. Туристы и не заметят ничего, смогут предсказуемо и комфортно добраться туда, куда им нужно. Горожане – потерпят, подождут, в конце концов, купят билеты и сходят на большой футбол».

А по поводу увеличения полосности городских магистралей наш эксперт утверждает следующее: «Эти данные подтверждены многими исследованиями: увеличение полосности дорог, шоссе, проспектов – это не решение транспортной проблемы города. Доказано, что добавленная полоса дает в лучшем случае дополнительные 5 км/ч для движения машин – и всё! Это не выход. Кроме того, реализуя такие проекты, мы просто перемещаем те самые «бутылочные горла» из одной точки города в другую».

Выводы должны бы сделать сторонники проекта. Количество его противников говорит само за себя – пока к реконструкции проспекта Молодежного больше вопросов, чем ответов.

P. S. Есть вопросы у активистов, протестующих против реализации проекта, и к тому, каким образом выкупаются земельные участки у частных лиц. Мы обязательно выясним, что и насколько законно происходит в этой части проекта.

Татьяна Кузнецова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter