Эксперты сомневаются, что объединение «К&Б», «Бристоля» и «Дикси» пойдет им на пользу
Аналитика

Эксперты сомневаются, что объединение «К&Б», «Бристоля» и «Дикси» пойдет им на пользу

1 февраля 2019, 17:44Дарья ВознесенскаяPhoto: lentachel.ru, 2gis.ru
Бенефециары ГК «Дикси» и «Альбион 2002» (управляет «Бристолем») Игорь Кесаев и Сергей Кациев и владелец ГК «Красное & Белое» Сергей Студенников в январе заявили, что хотят объединить свои активы. Таким образом, может появиться третий по обороту розничный ритейлер после X5 Retail Group и «Магнита».

Однако эксперты сомневаются, что у них это получится.

«Дикси» был основан в 1992 году. В 2007 году сеть вошла в группу компаний «Меркурий» Кесаева. В 2014 году он и Кациев стали собственниками розничной сети «Бристоль», созданной двумя годами ранее в Нижегородской области. Сеть алкомаркетов была открыта для создания конкуренции крупнейшему на тот момент ритейлеру в этой сфере – уральскому «Красное & Белое» Студенникова.

Сейчас под торговыми марками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» работают 13 тысяч магазинов. Выручка «Дикси» за 2017 год составила 283 млрд рублей, «Бристоля» – 68 млрд рублей, «Красное & Белое» – 210 млрд рублей.

В объединенной компании 49% будет принадлежать Студенникову, а 51% – Кесаеву и Кациеву. Другие условия сделки не разглашаются.

В ФАС России NewsNN сообщили, что участники соглашения не обращались в ведомство для согласования сделки. А в нижегородском «Альбион 2002» отказались от комментариев.

Эксперты поделились своим мнением с NewsNN о возможной сделке.

Предпосылки и причины

Photo:cheltv.ru

26 декабря 2018 года одновременно на всех складах компании и в офисах «Красное & Белое» начались обыски, в которых принимали участие представители Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОНа. Основанием для этого стало подозрение в обороте контрафакта и неуплате налогов.

В компании посчитали, что это могли быть происки конкурентов, так как штаб-квартиру «Красное & Белое» планировалось перенести из Челябинска в Москву из-за масштабного развития фирмы. Ближайшим конкурентом компании являлся «Бристоль».

Дмитрий Потапенко
Photo:penzanews.ru

Предприниматель, экономист, управляющий партнер компании «Management Development Group Inc» Дмитрий Потапенко считает, что спусковым механизмом для объединения «Дикси», «Бристоля» и «Красное & Белое» стали «обыски и уголовное дело». «Знаете, когда вы на свободе – это очень выгодно. В России уголовное дело – это предмет торга, а ваши активы в этих разборках – лишь незначимый элемент, как и вы», - сказал он в разговоре с корреспондентом NewsNN.

Другие же эксперты, опрошенные NewsNN, видят основной причиной совершения сделки в том, что крупной компании в сложных экономических условиях проще существовать.

Александр Степанов
Photo:rutreningi.ru

«Сделка выгодна всем. Чем крупнее игрок, тем легче разговаривать с производителями, поставщиками», - говорит совладелец нижегородской сети «Калинка» Александр Степанов.

С ним согласна и исполнительный директор татарстанской сети «Бахетле» Гузель Ананьева. По ее словам, «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» хотят объединить закупки, чтобы получить хорошую цену у производителей.

Объединение алкомаркетов «Красное & Белое» с активами собственников «Бристоль» и «Дикси» позволит им больше экономить от масштаба деятельности, получить доступ к потенциально лучшему предложению аффилированных поставщиков и более выгодные ставки по кредитам, говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Дальнейшее развитие и проблемы

Алексей Коренев
Photo:fingazeta.ru

Все три объединяющихся компании хоть и работали в тех или иных сегментах продуктового ритейла, но занимали совершенно разные ниши (даже «Бристоль» и «Красное и Белое» - за счет разной ценовой политики и различного ассортимента). «Новая же компания объединит в себе эти три отдельные ниши в единого и достаточно сильного игрока, что даст ему немалые конкурентные преимущества. Так что налицо существенный передел рынка продуктового и алкогольного ритейла, что сулит немалые перемены в будущем и доставит «конкурентных» хлопот основным лидерам», - полагает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

Тимур Нигматуллин
Photo:bettingbusiness.ru

Возможно, оба бренда – «Бристоль» и «Красное & Белое» – будут сохранены и впоследствии сегментированы на определенную аудиторию или формат алкомаркетов, говорит Нигматуллин: «В отдаленном будущем, если какой-то из форматов покажет себя неэффективным или его целевая аудитория окажется слишком мала, торговые площади можно будет перебрендировать, в т.ч. в бренды «Дикси», с минимальными расходами».

У аналитика также есть опасения относительно развития алкомаркетов в целом, поскольку подобные магазины меньше нравятся арендодателям. Кроме того, при улучшении экономической конъюнктуры подорожает аренда на небольших площадях, а классическая розница пересмотрит свое отношение к алкоголю в ассортименте.

Гузель Ананьева
Photo:kazanfirst.ru

Исполнительный директор «Бахетле» считает, что объединение компаний может пойти им во вред: «Когда три разных точки – разный ассортимент, разные правила игры. Более мелким форматам легче реагировать на изменение рыночных условий».

Потапенко же отметил, что «Бристоль» и «Красное & белое» были, по сути, одним и тем же. «Я думаю, что перед инвестором они, конечно, будут отчитываться открытием, но, если говорить о стратегии, чего они не сделают, – я бы на их месте закрыл бы 20% объединенной компании и начал бы качественный рост. Там надо разбираться с мультиформатностью, ее надо убивать», - полагает предприниматель.

По его словам, для управления объединенной сетью понадобятся непростые управленческие навыки. «Дикси» и так хромала с точки зрения управления, а после объединения с «Бристолем», их может порвать. Изнутри просто разорвет, как хомячка, нажравшегося химреактивов», - добавил Потапенко.

Он также рассказал, что от слияния пострадают поставщики, так как объединенная закупочная компания «выставит нижайшие условия и еще за объединение возьмет».

Степанов считает крайне важным моментом то, как ритейлеры будут объединяться, потому что это «всегда связано с сопротивлением менеджмента». «В каждой компании есть удельные князьки, а сейчас им нужно выбрать главного князя, а два останутся не у дел. Этот вопрос очень сложный. Если будет успешное объединение, то компания станет крупной и эффективной. А может это и, наоборот, им в минус сыграть, если объединение будет не очень хорошо технически проведено», - отметил он.

Конкуренция

Photo:vyruchaidengi.ru

Эксперты полагают, что после слияния «Дикси», «Бристоля» и «Красное & Белое» конкуренция на рынке ослабнет. По словам Ананьевой, это произойдет из-за того, что объединенная компания будет продавать продукцию по искусственно заниженным ценам.

«Чем меньше игроков на рынке, тем меньше конкуренция. Сейчас ритейлеров можно будет по пальцам пересчитать. Местные игроки умирают достаточно быстрыми темпами. Конкуренция слабеет. Это сказывается на арендных ставках – они пошли вниз. А объединение компаний ведет к дальнейшему снижению конкуренции», - пояснил совладелец нижегородской «Калинки».

Потапенко считает, что с рынка могут уйти неэффективные единичные объекты, которые работают по такой же концепции, как «Бристоль».

Нижегородский рынок

Photo:NewsNN

Степанов отмечает, что «Дикси» плохо зашел на нижегородский рынок, так как выбирал неудачные площадки. Совладелец «Калинки» считает, что это может быть связано с коррупцией или низким уровнем специалистов.

«Красное & белое» же, по его словам, «очень хорошо себя чувствует на местном региональном рынке». Учитывая, что «Бристоль» нижегородский, перспективы у объединенной сети здесь неплохие, говорит Степанов.

На нижегородском рынке на первых этапах новая компания будет занимать примерно те же позиции, что были ранее суммарно у всех трех ритейлеров, полагает аналитик Коренев. «Вероятнее всего, что в ближайшее время даже ребрендинг проводиться не будет – компании продолжат работать под прежними названиями. В будущем же, если ресурсная база позволит, объединенная корпорация планирует существенно увеличить свое присутствие практически во всех регионах, открывая новые торговые точки», - подчеркнул он.

Однако, когда именно компания сможет перейти к агрессивному расширению, говорить пока рано, считает Коренев. Сначала ей предстоит пройти «непростой и довольно затратный путь, связанный с приведением всех направлений бизнеса к общей управленческой структуре, объединить логистику, синхронизировать управленческие процессы, отладить новый маркетинг и т.д.».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter