Posted 9 ноября 2015,, 09:26

Published 9 ноября 2015,, 09:26

Modified 12 ноября 2022,, 14:18

Updated 12 ноября 2022,, 14:18

Ольга Мокеева о прогнозах в погоде и жизни

9 ноября 2015, 09:26
Ольга Мокеева родилась в нашем Дзержинске. После окончания Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург) мечтала попасть работать в «алмазную столицу» Якутии – город Мирный. Однако судьба распорядилась иначе. Родители не хотели так далеко отпускать дочь – Ольга Мокеева распределилась в Нижний Новгород. Сегодня она является начальником отдела метеопрогнозов Нижегородского гидрометцентра и мечтает написать книгу. О том, что такое профессия метеоролога сегодня и как навыки составления прогнозов могут пригодиться в повседневной жизни, Ольга Дмитриевна Мокеева рассказала «НьюсНН» в рамках проекта «Разновеликие».

– Ольга Дмитриевна, от каких факторов зависит точность прогноза погоды?

– В структуре нашей организации – ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» – только на территории Нижегородской области трудятся почти 450 человек! Конечно, большая часть – около 100 специалистов – работают в Нижегородском гидрометцентре: это в основном синоптики, гидрологи, климатологи, агрометеорологи. Однако, для того чтобы гидрометеослужба была «живым организмом», не обойтись без труда и многих других специалистов: метеонаблюдателей (всего на территории области 17 метеостанций), аэрологов, прибористов, экологов, химиков, программистов, работников связи, водителей…

А для составления прогнозов погоды синоптик использует труд всех работников гидрометеорологических служб со всего мира! Понимаете, ведь приходится не только проанализировать синоптические карты на земле, но все узнать про циклоны и антициклоны на высотах, четко знать профили ветра, барического давления, температуры и влажности воздуха, а также их изменения, изучить информацию со спутников, локаторов, радиозондов. Причем анализ происходит постоянно, поскольку атмосфера, особенно нижние слои, как и облака, находится все время в движении.

За 80-летний путь нижегородские синоптики повысили успешность прогнозов погоды с 55–60% в 30-е годы XX века до 93–95% в XXI веке (в 1934 году в Горький после окончания Московского гидрометеорологического института прибыла первый инженер-синоптик Валентина Большова. – Прим. «НьюсНН»).

В наши дня для получения достоверного прогноза погоды учитывается большое количество данных. Поэтому на выходе выдается информация о процентной вероятности какого-либо температурного режима или количества осадков, например. Однако следует помнить, что решение всегда остается за синоптиком, он должен сделать окончательный вывод о том, какому процессу отдать предпочтение, так как именно от этого уже будет зависеть фаза осадков, а именно: осадки будут в виде дождя, или мокрого снега, или снега, или мороси, а может, и ледяного дождя (вспомните его последствия в декабре 2010 года, когда была парализована работа аэропорта «Домодедово», у нас это явление в тот год особенно проявило себя на арзамасской трассе). Именно за специалистом ответ, насколько близка температура к определенным значениям. На сегодняшнем этапе развития науки ответы на многие вопросы, выбор остаются пока за человеком.

– Чем прогнозы сегодня принципиально отличаются от тех, что были в 90-х годах минувшего века?

– В России тогда прогнозы оправдывались до 83–86%. Сейчас успешность прогноза на 1–3 суток достигает 95–96% – это уровень мировых стандартов, то есть из 20 прогнозов все же один «пролетит». Но надо помнить, что прогноз погоды корректируется синоптиком постоянно в течение суток.

Отмечу, что прогнозы до 7 дней можно хорошо предсказать, но тут с осадками будет проблема. До сих пор прогнозирование облаков оставляет желать лучшего, а значит, трудно предвидеть, как будет двигаться то или иное облако и, соответственно, как оно себя поведет. Трудность прогнозирования в этом вопросе отмечается и над нашим городом, где протекают две большие реки. Мы знаем, что теплоемкость воды и воздуха сильно различаются. Поэтому в разные сезоны ситуация может кардинально различаться. Не зря в нашем университете большое значение уделяют именно физике атмосферы.

Метеорологи – народ дружелюбный, всегда, в любой точке планеты признают своих. Наше гидрометеорологическое сообщество даже делится друг с другом информацией независимо от того, в какой стране вы работаете – дружественной или нет. Фраза «Погода не знает границ» определяет наш стиль работы. Синоптику необходимо просмотреть все воздушные потоки со всего мира на много дней вперед.

Конечно, из 100% всегда может быть тот 1%, который приводит к ошибкам… Прогнозировать сложно, это целая наука. Каждый день приходится решать загадки и ребусы. И синоптику даже на отдыхе редко удается просто полюбоваться облаками. В голове сразу выстраиваются схемы: «Да, скорее всего, завтра будет такая-то погода, которая была в таком-то году».

– Удалось, пройдя через 90-е годы прошлого столетия, ли сохранить тех синоптиков, чей мозг способен принять нужное решение?

– Думаю, что в любой специальности должен работать мозг. Конечно, основное решение, как я уже говорила, всегда за человеком. Мне посчастливилось поработать еще с военными синоптиками, которые обслуживали боевые вылеты в Великую Отечественную войну. Они передавали нам свой опыт, причем, когда я пришла в профессию, разговаривали с нами на равных, несмотря на свой большой и профессиональный, и жизненный опыт.

В их время не было численных прогнозов погоды. Прогнозирование на трое суток и более строилось на подборке аналогов погоды из архива предыдущих десятилетий. И им, как специалистам, приходилось прорабатывать множество сценариев развития погоды и выбирать единственный верный. Несомненно, наработки необходимы. Знания, которые дают в институте, – их, в принципе, достаточно, но для создания прогнозов необходим опыт – опыт работы на конкретной местности. Поэтому все годы моей работы – это каждый день учеба.

Прогнозист, синоптик все время учится. Например, два раза в месяц происходит техническая учеба. Синоптики повторяют климатические процессы – ситуации, при которых может возникнуть то или иное опасное погодное явление. Синоптик постоянно должен быть начеку! Например, если мы приближаемся к конкретному сезону – зиме, то уже нужно вспомнить, просмотреть варианты развития таких погодных условий, как снегопады, гололеды, отложения мокрого снега, сильные морозы, аномальные холода, порывистый ветер, метели с ухудшением видимости, как последствия – заносы на дорогах, переохлажденный дождь. В такую погоду падают не только деревья, но и высоковольтные опоры, строительные краны. Это целый список опасных явлений, которые к весне и лету дополняются новыми явлениями: сильная жара, чрезвычайная пожароопасность, пыльные бури, засухи, град, ливни, шквалы, смерчи…

На мой взгляд, отличительная черта профессионалов – это постоянное пополнение, расширение знаний, постоянная учеба. Специалисту интересна его работа, он может бесконечно выискивать какие-то еще не изученные им темы. Конечно, память хранит многое, но повтор необходим. Помимо этого, в синоптике особенно необходимо усовершенствовать методы прогнозирования. В 70–80-х годах прошлого века у нас появились первые компьютеры. Стало возможно получать первые результаты прогноза барического поля на 72 часа вперед. Это был существенный прогресс. Если раньше для такого прогнозирования требовалось две-три недели, то теперь решение этой задачи с помощью ЭВМ занимало не более получаса.

– Чему в первую очередь должен научиться начинающий синоптик?

– Совершенно точно – это предотвращать трагические случаи. Молодым специалистам всегда говорю, что наш главный долг – успеть предсказать опасное явление. То, которое может причинить вред человеку или нанести большой ущерб местности, отраслям производства: ветры, паводки, наводнения, заморозки, которые могут убить хлеб, например, или град, который может побить посевы. По сравнению с концом прошлого века в нашей полосе мало теплолюбивых культур, высаженных в открытый грунт. Но не надо забывать, что есть еще у нижегородцев приусадебные участки, где даже и виноград, и дыни с арбузами сажают. Если мы вовремя предупредим, то люди успеют закрыть парники, и их рассада, которую они порой начинают высаживать в конце февраля, не погибнет.

Нижегородские синоптики прогнозируют метеоусловия на 4 и 5 суток и в соседних регионах: в Республиках Мордовия и Марий Эл, в Чувашии, в Кировской области, даже в Удмуртской Республике. Все они входят в состав ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Верхне-Волжское УГМС).

Но главное, конечно, это спасти жизни человеческие…

– Профессионализм, на ваш взгляд, главная черта в человеке?

– Для работника да, бесспорно, профессионализм – главная черта. А для человека – тут несколько должно быть: ум, доброта, честность, порядочность. Порядочность. Да, пожалуй, порядочность очень важная для меня черта в человеке.

– Ольга Дмитриевна, по-вашему, когда лучше жить – сегодня или десять, двадцать, тридцать лет назад?

– Во все времена были свои минусы и плюсы. Может, я где-то максималист по своей натуре, поскольку человек я очень эмоциональный и пережить радость или горе мне надо до конца. Но думаю так: много было и хорошего, и плохого как при СССР, так и сейчас. Раньше из-за закрытости нашего города и нашей области и наличия ядерного центра я была наполовину отрезана от своих друзей, поскольку в институте с нами учились ребята более чем из ста стран. Сейчас все доступно. Но не все так отлично…

Вот сейчас тема памятников часто звучит. Но поймите, когда делаешь один шаг – памятник, второй шаг – памятник, причем не всегда это достойно, то начинает чернеть в глазах. Вот эту меру как раз и должен определить специалист по архитектуре. А то получается, что смотришь на очередное «архитектурное» изваяние и думаешь: «Да это уже было, это уже видела, это уже сделано». Мешки, кошельки… Почему не воспроизвести что-то в виде стен из растений, каких-то интересных посадок, скверов, например. А то так мы можем дойти до памятника мухе на сером фоне уложенных асфальтовых покрытий. Почему около деревьев все плотно закатывают в камень, что растение не выдерживает и двух лет, погибает? Наверное, во всем должна быть мера. Знойное лето 2010 года доказало всем, как нам необходим обычный кислород. Ведь смертность в то лето по городу была гораздо больше, чем в пригородах, где баланс восстанавливала растительность, создавая тень, прохладу. По этой же причине в жаркий день не хочется идти и на Покровку…

Очень щепетильно отношусь к историческому наследию города. Мне очень нравилось, когда начиналось введение в архитектуру прибалтийского типа. Некогда главный архитектор Нижнего Новгорода Александр Харитонов* внес этот элемент. Здания заулыбались. Сейчас, при современных способах ремонта, можно восстановить, отремонтировать много объектов исторической ценности, но их зачастую сносят. Почему нельзя отремонтировать то или иное здание? Видите… Все-таки я прежних устоев. Я не против больших развлекательных центров и магазинов, но я не хочу жить только в городе «центров». Исчезает стиль купеческого города, а именно этим он интересен иностранцам, если говорить о туризме. Мы сами порой рубим сук, на котором сидим.

Опять к вопросу о том, кода лучше жилось. Например, раньше не было гласности. Смерч 1974 года (3 июля), например, – при прохождении в нем не было жертв. А спустя 10 лет, смерч 1984 года, который прошелся по Ивановской области, унес около 100 человеческих жизней. Информация об этом не разглашалась. Поэтому приходим к тому, что в каждом времени есть свои плюсы и минусы.

Кроме того, возраст. «Тогда» было время до 50 лет – это все еще взлет и молодость. Даже если было плохо, я скрашу, и подкрашу, и подбелю. Поэтому давайте остановимся на равновесии. Не будет ничего перевешивать.

– Какие самые важные шаги в жизни вами пройдены на сегодняшний день?

– Много судьбоносных решений было. И то, что хотела после университета по распределению попасть в город Мирный**. Родители сказали, что им бы хотелось, чтобы я поближе жила, – распределилась в Нижний Новгород. И рождение дочки – очень важный шаг. И то, что была болезнь, – шаг. Многое было. Но себя я от событий страны не отделяю. Наверное, наше сознание пионерское такое.

Нас ведь учили, что какое бы мы дело ни делали, мы должны его делать хорошо. Меня сейчас очень тревожит, почему иногда молодежь так безответственно ко всему относится. Вот вопрос! Своим студентам и молодым специалистам как наставник я говорю: вы же приходите и берете в руки справочники, архивные документы, которые были составлены 200 лет назад! Это для вас делали. Так и вы должны что-то обязательно сделать, оставить потомкам.

Кто внушил сегодняшней молодежи, что они сливки общества? Это вовсе не так. Надо ведь и свой вклад внести, иначе мы изживем сами себя. Мы должны оставить что-то другим поколениям.

– Ольга Дмитриевна, а в астрологические прогнозы вы верите?

– Я не отношусь к ним серьезно. Я – Близнец, говорят, типичный Близнец. Что отличает этот знак – коммуникабельность. Действительно, я легко нахожу общий язык с людьми. Но ведь это тоже не всегда было. Это со временем человек развивает свои навыки и уже после запросто может общаться и с молодыми, и со старыми. Сейчас мне среди всех слоев комфортно.

Про меня думают сначала: «Мокеева – она же такая строгая!» Однако после личного знакомства говорят, что как человек я оптимист по натуре. Заканчивать я всегда стараюсь на позитиве, потому что жизнь продолжается, а без веры жить вообще нельзя.

Справка.

Ольга Дмитриевна Мокеева родилась 2 июня 1957 года в нижегородском Дзержинске. После школы поступила на метеорологический факультет Ленинградского гидрометеорологического института (ныне Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет).

После окончания института пришла работать в Горьковское бюро погоды (ныне Нижегородский Гидрометцентр ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС»). Там она трудится и сейчас в должности начальника отдела метпрогнозов Гидрометцентра, а также является пресс-секретарем ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» - специалистом по связям с общественностью.

Кроме того, Ольга Мокеева с 1979 года на нижегородском радио и телевидении ведет прогнозы погоды. Ежегодно участвует в форуме «Великие реки», читает лекции для школьников и студентов.

Является ветераном труда, почетным работником гидрометслужбы России. Награждена Почетной грамотой Законодательного собрания Нижегородской области. Помимо этого, Ольга Дмитриевна победитель конкурса «Лучший прогнозист года» в 2008 году.

Воспитала дочь.

* Александр Евгеньевич Харитонов (1951–1999) – архитектор. С 1993 по 1998 год – главный архитектор Нижнего Новгорода.

Родился в 1951 году в городе Дзержинске Горьковской области. Окончил художественную школу и Горьковский инженерно-строительный институт.

Работал в институте «Горьковгражданпроект», с 1986 года – в должности главного архитектора.

В 1992 году вместе с партнером и соавтором Евгением Пестовым создал и возглавил творческую мастерскую – первое в Нижнем Новгороде частное архитектурное бюро «Харитононов & Пестов».

С 1993 по 1998 год – главный архитектор Нижнего Новгорода.

С 1996 года – профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ.

26 июня 1999 года трагически погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

** Мирный – город в России, административный центр Мирнинского района Якутии, «алмазная столица» России.

Своим существованием и названием город обязан открытию в 1955 году кимберлитовой трубки «Мир». В 1957 году началась добыча алмазов открытым способом (карьер «Мир»), длившаяся 44 года (до 2001-го). К 2001 году карьер имел 525 метров в глубину и более 1200 метров в ширину, став одним из крупнейших в мире.

С 1957 года алмазодобычей на территории Мирнинского района и Якутской АССР в целом занимался трест, впоследствии производственно-научное объединение (ПНО) «Якуталмаз» им. В. И. Ленина. В 1992 году объединение было преобразовано в акционерную компанию «Алмазы России – Саха» («АЛРОСА»).

В 1959 году Мирный уже получил статус города. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века была проложена автотрасса Удачный – Ленск длиной около 800 км для развития города Мирного, поселков Удачный и Айхал, строительства в этих населенных пунктах горнодобывающих предприятий «Якуталмаза». В последующие 40 лет население города выросло в 5 раз, а большую часть жилых домов стали составлять многоэтажные каменные здания. Началась обработка алмазов на фабриках № 1, № 2 и № 3. Появился довольно крупный аэропорт с ВПП протяженностью около 2800 метров.

Фото: Кира Мишина

Интервью: Оксана Николайчук, Ирина Шадиева

"