Posted 26 декабря 2012,, 08:12

Published 26 декабря 2012,, 08:12

Modified 12 ноября 2022,, 14:34

Updated 12 ноября 2022,, 14:34

Энергосбыт подводит итоги 2012 года

26 декабря 2012, 08:12
Как и сколько платить за электроэнергию, что такое ОДН и ещё 10 вопросов руководству Энергосбыта.

Новая форма выставления и оплаты счетов, введение ОДН, ограничение сроков передачи показаний, повсеместная установка индивидуальных и общедомовых приборов учёта, плановая индексация тарифов, новые нормативы, изменения тарифных зон... Всё это вызывает у нижегородцев массу вопросов. Разобраться в нововведениях нам помогает управляющий директор Нижегородской сбытовой компании Василий Ситдиков.

- Некоторые граждане считают сумму за ОДН завышенной. Действительно, странно, если счёт за свет в подъезде превышает счёт за квартирное потребление.

- ОДН – это не только свет в подъезде, но ещё и работа лифтов, домофонов, подкачивающих насосов, иного внутридомового оборудования, для которого требуется электроэнергия, а также потери в сетях.

- Каковы могут быть ещё причины больших сумм за ОДН?

- Причин может быть несколько. При отсутствии в многоквартирном доме коллективного прибора учета (КПУ) и определении потребления многоквартирного дома (МКД) по нормативу величина ОДН зависит от достоверности сведений об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, от достоверности сведений об общей площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

- А если в доме установлен КПУ?

- Тогда на величину ОДН влияют достоверность сообщенных показаний индивидуального прибора учета по каждой квартире и по каждому нежилому помещению, состояние приборного парка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, случаи несанкционированных присоединений к общедомовым электрическим сетям коммерческих объектов, например, автомобильных стоянок, ларьков, и некоммерческих — сараев, расположенных рядом с многоквартирным домом, либо наличие на первых этажах домов нежилых помещений, собственники которых не заключили договор энергоснабжения ни с домоуправляющей организацией, ни с гарантирующим поставщиком электроэнергии (Энергосбытом).

- Можно ли уменьшить плату за ОДН и что нужно для этого сделать?

-Чтобы снизить ОДН, можно совместно с управляющей организацией провести проверку с целью выявления причин, которые могут оказать влияние на величину ОДН. Кстати, выявлять несанкционированные подключения должны те организации, которые наняты жильцами многоквартирного дома для его обслуживания. Также порекомендую собственникам жилых помещений заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет.

- Некоторые нижегородцы считают несправедливым зависимость величины счёта за ОДН от площади квартиры. Даже если за мной числится большая жилплощадь, я могу вообще проживать в ином месте, при этом обязан платить за ОДН больше, чем мои соседи, которые регулярно пользуются лифтом, домофоном и прочими радостями.

- Ранее, согласно 307-му Постановлению, распределение общего объема ОДН между жильцами многоквартирного дома происходило пропорционально объёму индивидуального потребления электроэнергии: чем больше индивидуальное потребление абонента – тем больше счёт за ОДН. Эта формула тоже многим казалась несправедливой. К примеру, вы живёте на первом этаже, то есть совсем не пользуетесь лифтом. При этом ваше индивидуальное потребление (а, значит, и счёт за ОДН) выше, чем, к примеру, у вашего соседа с девятого этажа, которому лифт, согласитесь, нужнее.

С вступлением в силу 354-го Постановления с 1 сентября 2012 года распределение ОДН происходит пропорционально площади занимаемого помещения (квартиры): чем больше площадь квартиры в конкретном МКД, тем выше счёт за ОДН. Логика законодателя здесь следующая. Каждый собственник жилого помещения в многоквартирном доме является одновременно и собственником доли общедомового имущества, обслуживание которого и представляет собой общедомовые нужды. Бремя расходов на содержание общедомового имущества лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме. Чем выше ваша доля в МКД, тем выше плата за ОДН относительно других собственников данного дома.

- Много вопросов вызывает у граждан необходимость перепрограммирования двух- и трёхтарифных счётчиков, связанная с изменением зонирования приказом Федеральной службы по тарифам. Скажите, стоит всё-таки перепрограммировать приборы учёта или лучше пока подождать?

- Дело в том, что все двух- и трехтарифные счетчики, не соответствующие Приказу ФСТ № 643-э, уже должны считаться нерасчетными с октября. После выхода приказа проводились многократные консультации на уровне Правительства Нижегородской области. В результате совещаний руководство ОАО «Нижегородская сбытовая компания», учитывая масштаб необходимых изменений, считает целесообразным пока сохранить многотарифные приборы, установленные до 30.10.2012 года, в качестве расчетных.

Данное решение позволит избежать ажиотажного спроса на услуги по перепрограммированию и даст возможность гражданам привести приборы учета в соответствие требованиям законодательства.

Однако индивидуальные приборы учета, установленные после 30.10.2012 года, а также вновь поверяемые счетчики должны соответствовать новому законодательству.

- Пару лет назад нижегородцы, желая снизить плату за электроэнергию, начали устанавливать себе двухтарифные приборы учёта. Какой же счётчик всё-таки выгоднее и экономичнее – однотарифный или двухтарифный?

- Здесь важно обратить внимание еще на одну существенную деталь. Каждый абонент должен определить для себя, действительно ли двухтарифный счетчик принесет экономию, или же человек ставит такой счетчик только потому, что он современнее. Если вторая причина, то не стоит этого делать.

Важно понять, что приборы учета нового поколения – двух- и трехтарифные счетчики – служат прежде всего не для того, чтобы абонент мог получить льготу при непрерывном использовании электрических приборов, а для разгрузки энергосистемы. Таким образом, человек может управлять своим энергопотреблением. Экономическая модель, заложенная в правилах, такая: тариф на ночное потребление должен быть понижен, а на дневное – увеличен. Сейчас пока в Нижегородской области это не так: максимальный тариф для двух- и трехтарифного счетчика почти равен тарифу одноставочному, то есть человек платит меньше просто из-за того, что установил двух-или трехтарифный счетчик.

В ближайшее время все равно тарифы будут изменяться таким образом, что если человек не следит за своим электропотреблением, не старается реально перенести его на ночную зону, то он будет платить даже больше, чем по однотарифному прибору учета. Двухтарифный счетчик рассчитан на то, чтобы человек старался меньше потреблять энергии днем и больше – ночью. Поэтому, если кто-то чувствует, что выгода от установки такого счетчика весьма условна или же её нет вообще, то смысла в двухтарифном счетчике нет.

- А если я уже установил двухтарифный счётчик, то теперь его снова придётся менять?

- Если человек не хочет более пользоваться двухтарифным счетчиком, то ему не нужно прибор учета менять или перепрограммировать. Достаточно написать заявление в абонентском пункте Энергосбыта с просьбой рассчитывать счётчик как однотарифный. Как только человек примет решение, со следующего месяца формирование счета будет производиться по одноставочному тарифу.

- Абоненты сетуют, что им сложно дозвониться до колл-центра, чтобы передать показания счётчика. Как Энергосбыт решает эту проблему?

- Законодатель ограничил не только граждан в сроках передачи показаний, но и нас в сроках приёма показаний, предоставив так же 4 дня. Из всего количества абонентов, передавших показания с 23 по 26 ноября – а это почти 83% - через колл-центр поступило 77 627 звонков. В декабре 2012 года передавать данные счетчика через колл-центр можно уже круглосуточно: с 8.00 до 20.00 – оператору колл-центра, с 20.00 до 08.00 – в тональном режиме. Как показала статистика за ноябрь, в выходные дни дозвониться до колл-центра значительно проще, чем в будни, поэтому если дни передачи показаний выпадают на субботу-воскресенье, можно с минимальными временными затратами сообщить данные через «горячую линию». Мы также рекомендуем использовать обезличенные способы передачи показаний, чтобы избежать очередей и ожидания на линии: Интернет (на сайте Нижегородской сбытовой компании есть специальный сервис «Передать показания счётчика»), sms-сервис, электронная почта svet@nsk.elektra.ru или специальные ящики-боксы, расположенные на внешней стороне районных абон-пунктов. Опустить в ящик можно как отрывной бланк счета за услугу электроснабжения, с нанесенным на него индивидуальным штрих-кодом, так и просто бумагу, аккуратно заполненную от руки. Достаточно сообщить номер лицевого счета (он указан в вашем счете-квитанции), точный адрес, фамилию, имя, отчество собственника лицевого счета и, конечно, показания электросчетчика. Не лишним будет указать дату и поставить свою подпись. Кстати, таких ящиков уже в декабре стало на 16 больше: на 5 – в Нижнем Новгороде, на 2 – в Дзержинске, на 3 – в Арзамасе. Остальные размещены в крупных районных центрах: в Павлове, Сергаче, Балахне и др. Также сотрудники Энергосбыта организуют сбор показаний в специальные переносные боксы в период наибольшей загруженности абонентских пунктов в дни передачи показаний. Для этих целей компания приобрела 38 переносных контейнеров.

- А что будет, если я не успею передать показания счётчика в установленный законом срок?

- Тем, кто решил не передавать показания приборов учета до 26 декабря, счет за услугу энергоснабжения все равно будет сформирован. Расчет в этом случае будет произведен по среднемесячному потреблению с учетом имеющихся социальных норм в 50 кВт.ч на одного зарегистрированного человека. Каждый может оценить свое среднемесячное потребление: оно рассчитывается как среднее арифметическое расхода электроэнергии за последние 12 месяцев. Как правило, величина получается примерно такая же, как и текущее потребление абонента. С четвертого месяца отсутствия данных об электропотреблении абоненту производится расчет по нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области № 594 от 30.08.2012 г. Мы рекомендуем своим абонентам сравнить свой среднемесячный объем потребления электроэнергии и объем потребления, рассчитанный исходя из нормативов, и понять, насколько они отличаются.

После того как потребитель сообщит показания, либо будут сняты контрольные показания, последующий счет будет сформирован исходя из его потребления, скорректированного до фактического за весь период несообщения показаний.

- Сейчас электроэнергетическая отрасль переживает очень непростой, переходный период. Законодательство меняется по несколько раз в год. Разобраться в нём сложно. Ведёте ли вы разъяснительную работу с населением?

- Безусловно, такая работа ведётся. Мы организуем пресс-конференции и сами принимаем в них участие, рассылаем по СМИ пресс-релизы об основных изменениях законодательства, чтобы журналисты донесли социально значимую информацию до нижегородцев. Регулярно готовим разъяснительные и информационные статьи для печатных СМИ и Интернета, а также сюжеты для телевидения. К нам часто обращаются и сами журналисты, и мы всегда стараемся дать развёрнутый комментарий по тому или иному вопросу. У нас работает колл-центр, который отвечает на вопросы абонентов, сервис «Свяжитесь с нами» на сайте компании. Мы продолжаем вести разъяснительную работу с населением: ежедневно на вопросы абонентов Энергосбыта по Нижегородской области отвечают 319 сотрудников ОАО «Нижегородская сбытовая компания». Работу колл-центра обеспечивают 100 каналов связи. Мы всегда открыты для диалога с общественностью и будем стараться сделать наше взаимодействие с потребителями ещё проще и удобнее в новом, 2013 году.

- Что Вы пожелаете своим абонентам?

- Хотелось бы пожелать светлых и ярких праздников. Пусть волшебные огни будут гореть не только на новогодней ёлке, пусть огонёк счастья и любви зажжётся в ваших глазах и сердцах. С наступающим вас Новым годом и Рождеством!

"