Posted 25 декабря 2008,, 13:12

Published 25 декабря 2008,, 13:12

Modified 12 ноября 2022,, 16:42

Updated 12 ноября 2022,, 16:42

Детей-сирот не обеспечивают жильем даже при наличии средств, - прокуратура

25 декабря 2008, 13:12
Прокуратурой Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки выявлено 963 нарушения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, внесено 98 представлений об устранении нарушений закона и 3 предостережения должностным лицам о недопущении нарушения закона, принесено 27 протестов на противоречащие закону правовые акты, направлено в суд 87 исковых заявлений в защиту прав несовершеннолетних, возбуждено 30 производств об административных правонарушениях и 4 уголовных дела по ст. 157 УК РФ. В области отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий статус одного из органов исполнительной власти области, как органа опеки и попечительства, и регламентирующий деятельность органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Не принят нормативный правовой акт, определяющий порядок обеспечения и учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Выявлены нарушения при выполнении субъектом расходных обязательств по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дополнительных гарантий по получению жилых помещений. Сводный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составлен министерством жилищной политики и жилищного фонда в нарушение ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ограничением по возрасту.

Недостаточен объем средств, предусмотренный бюджетом на 2007 и 2008 годы, для обеспечения гарантий по предоставлению жилых помещений указанной категории детей. Несмотря на это и он не осваивается надлежащим образом.

Из 132 миллионов 225 тысяч рублей, предусмотренных в бюджете области, министерством использованы лишь 5 миллионов 383 тысяч 776 рублей, приобретено всего 7 квартир в муниципальных образованиях области. Однако и по этим квартирам договоры социального найма областью с детьми – сиротами не заключены.

Правовой акт о передаче указанного имущества в собственность муниципальных образований не принят, в связи с этим последние не имеют возможности предоставить помещения по договорам социального найма. В результате, приобретенные для сирот квартиры пустуют либо дети-сироты проживают в них без документов, подтверждающих право пользования помещением и регистрации по месту жительства. При наличии очевидных проблем организационно-технического характера при размещении государственного заказа по приобретению жилых помещений для нужд области, с учетом опыта 2007 года, министерством жилищной политики и жилищного фонда не был своевременно, до начала очередного финансового года, поставлен вопрос о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления. Полномочия делегированы только после вмешательства прокуратуры.

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения жилищных и имущественных прав детей-сирот, что отчасти объясняется заниженными нормативами численности специалистов по охране детства. Вопреки рекомендациям Министерства образования и науки РФ от 25.06.2007г. в области на 6,7 тысяч детского населения предусмотрен 1 специалист, что не позволяет качественно организовать работу по опеке и попечительству, в том числе реализовать органами опеки и попечительства свои обязанности в полном объеме.

В связи с этим, в ряде районов государственные полномочия по контролю за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой и попечительством, незаконно осуществляют сотрудники образовательных учреждений.

Прокуратурой области направлены: представления губернатору и министру образования области об устранении нарушений законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот; информация в Законодательное Собрание области с предложениями: об увеличении финансирования расходных обязательств области в целях приобретения жилья детям-сиротам, об усовершенствовании Методики расчета размера субвенций предоставляемых местным бюджетом для финансового обеспечения государственных полномочий, утвержденной Законом Нижегородской области от 30.09.2008г. №116-З, поскольку она не предусматривает расходы на осуществление передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий; заявление в суд о признании незаконными ряда положений Порядка предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства области от 30.07.2007г. №261; принесен протест на п.3 ч.1 ст.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. №125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», который удовлетворен.

5 декабря 2008 года результаты проверки соблюдения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обсуждены на коллегии прокуратуры области с участием министра образования, первого заместителя министра жилищной политики и жилищного фонда, директора департамента социальной защиты населения, труда и занятости, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, сообщают в прокуратуре нижегородской области.

"