Posted 17 сентября 2013,, 03:09

Published 17 сентября 2013,, 03:09

Modified 12 ноября 2022,, 14:55

Updated 12 ноября 2022,, 14:55

АВЕРИНСКИЙ ОТСКОК

17 сентября 2013, 03:09
История скоропостижной отставки и не менее скоропостижной реинкарнации заместителя губернатора Нижегородской области А. Аверина только на первый взгляд алогична. Кульбит, совершенный Авериным, претендует на то, чтоб закрепиться в современном политтехнологическом словаре с авторским названием – «Аверинский отскок». Евгений Семенов, политолог

Попытки рассматривать «увольнение-назначение» Аверина в привычной логике обречены на провал. Они неизменно будут заканчиваться невозможностью понять действия власти и вызывать недоумение.

Между тем логика власти довольно проста. Она всегда формальна, но безупречна в своей формальности. Это крепость. Бастилия. Основой этой логики является буквальное следование закону. Закон, создавая препятствия для коррупции, требует декларировать доходы и собственность чиновника. Следуя логике этого закона, чиновник без собственности – кристально чистый человек. Вам нужен такой чиновник? Получите! И вот перед нами вновь маячит полузабытая модель государственника с холодной головой, горячим сердцем, а главное – с чистыми руками.

Модель, правда, немного модифицируется, отвечая вызовам времени. Заслуги модификации принадлежат «учителю» нынешнего Нижегородского губернатора – Юрию Лужкову. Именно при Лужкове, не имевшем в собственности ничего кроме кепки, вдруг возник феномен успешной жены-олигарха.

Случайное совпадение когда жена мэра оказывается самой богатой женщиной в регионе (Курсив мой - Е.С.) странным образом возникает и в Нижнем, после того как кресло главы города, при поддержке губернатора Шанцева, занимает О. Сорокин. Модель оказывается настолько привлекательной, что ее быстро тиражируют. Жены государевых слуг утопают в роскоши при мужьях, несущих на себе проклятие «одной зарплаты».

Но закон прозорлив. Новая норма потребовала декларировать не только личную мошну, но собственность и доходы близких родственников, в том числе жен. Закон «запретил» жен. Однако и это не остановило чиновничество. Из белого оно мгновенно перекрестилось в черное. Вам нужен такой чиновник? Получите!

И вот уже по стране расползается новая поросль служак-бессеребренников, занимающих весьма доходные места, но живущих в строжайшей аскезе. «Майбахи», яхты, виллы в Каннах записаны на жен, но это бывшие жены. В России появляется новый орден монахов-управленцев, свято почитающих закон и усмиряющих плоть трудами. Имя им – эффективные менеджеры.

В том, что А. Аверин – эффективный менеджер, сомнений ни у кого нет. Если бы это было иначе, разве предложил бы ему губернатор Шанцев возглавить сектор ирреальной экономики? Однако остается вопрос: зачем был нужен отскок? Неужели недостаточно было отпуска, для шлифовки собственной эффективности?

Вот здесь-то и проявляется логика власти. Появляется во всем ее формализме и цинизме. Схема проста: если у Закона и были какие-то вопросы к прежнему Аверину, то это в прошлом. Тот Аверин уволен. А «новый», «прошедший очищение» (Курсив мой - Е.С.), вновь представлен к должности. Формально закон соблюден, а все остальное не имеет значения.

Однако за формальными скобками закона остается истинное положение дел. Тревожность ситуации в том, что власти глубоко наплевать на то, что населению хорошо известно это положение. Защищенная формальными процедурами следования закону, как бастионами, власть презрительно играет с населением в наперстки: «кручу, верчу, запутать хочу».

В «аверинском отскоке», который только на первый взгляд представляется алогичным, проявляется гигантская этическая пропасть, разводящая население и власть на границы двух нравственных миров. А этот конфликт формальным следованием закону не погасишь.

Евгений Семенов, политолог

"