Posted 15 октября 2014, 07:44
Published 15 октября 2014, 07:44
Modified 31 октября 2022, 00:02
Updated 31 октября 2022, 00:02
Российские эксперты вслед за западными уже лет двадцать твердят, что печатная пресса уходит в прошлое, уступая рынок интернет-изданиям. Однако россияне и, в частности, нижегородцы не спешат прощаться с бумажными СМИ: рынок наполнен как местными, так и федеральными игроками - от общественно-политических изданий до сканвордов, огородной темы и гламура.
Рейтинг прессы по объему аудитории подготовлен на основе исследования National Readership Survey, предоставленного компанией «TNS Россия». Данные приведены по Нижнему Новгороду за май 2013 - апрель 2014 года. Ранжирующим признаком стал показатель AIR (Average Issue Readership) — усредненное количество читателей одного номера издания. Для создания рейтинга так же использовались данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).
На самом деле печатная пресса попала в ситуацию выживания еще до появления интернет-СМИ. В 1980-е годы конкуренцию газетам и журналам стало создавать телевидение. Бумажные СМИ стали проигрывать в оперативности, рынок начал сжиматься. Именно тогда ожесточилась борьба за рекламные бюджеты и выросла конкуренция. Рынок сжимается уже второе десятилетие, но не умирает, хотя эксперты давно приготовили венки и заупокойные речи.
Количество зарегистрированных в стране печатных изданий сокращается. Так, в 2014 году их общее количество уменьшилось на 1,5 тыс. по сравнению с 2013 годом. Но это изменение не говорит о том, что место печатных изданий заняли интернет ресурсы - количество зарегистрированных электронных СМИ тоже сократилось. Падение количества зарегистрированных СМИ связано не только с отсутствием интереса к прессе, но и с актуализацией реестра и исключением из него недействующих изданий.
Стоит отметить, что интерес к регистрации новых СМИ сохраняется как со стороны учредителей, давно работающих в данной сфере и расширяющих свою деятельность, так и со стороны тех, кто впервые решил прийти на рынок. В 2013 году 28% зарегистрированных СМИ — это новинки – чаще всего это информационно-новостные или общественно-политические региональные СМИ, клиентские журналы сегмента b2b и b2c, тематические издания.
Еще одно подтверждение того, что рынок печатных СМИ развивается - это сравнительный анализ доходности печатных и электронных изданий России. По данным АКАР на рекламу в печатной прессе в 2013 году пришлось 37 млрд руб. в то время как на рекламу в электронных СМИ всего 9 млрд руб. По итогам 2013 года доходы печатных версий от распространения в розницу и по подписке оцениваются в 68 млрд руб. против доходов от продаж в 0,2 млрд руб. по электронным версиям.
В Нижнем Новгороде ситуация держится в рамках общероссийских тенденций. Печатные СМИ занимают львиную долю рынка. Всего в Нижнем Новгороде на 1 октября 2014 года зарегистрировано 559 средств массовых информаций и 406 из них – это печатные издания. Структура печатных СМИ Нижнего Новгорода такова – из 406 изданий 282 являются газетами, а 101 журналами. В сравнении с октябрем 2013 года количество зарегистрированных печатных СМИ Нижнего Новгорода сократилось на 74 единицы (406 изданий в 2014 году против 480 в 2013). Самая большая аудитория по-прежнему у бесплатных рекламных изданий (всего в городе зарегистрировано 120 рекламных печатных СМИ), однако и к информационно деловым изданиям у нижегородцев сохраняется немалый интерес.
Ежедневные издания
№ Название AIR, тыс. чел. AIR, % 1 «Нижегородский рабочий» 56,2 5,2 2 «Автозаводец» 32,9 3,1 3 «Российская газета» 18 1,7 4 «Работа для Вас. Нижний Новгород» 16,6 1,5 5 «Нижегородские новости» 11,7 1,1
Еженедельные издания
№ Название AIR, тыс. чел. AIR, % 1 «Pro Город» 289,1 26,8 2 «Экстра-Н» 283 26,2 3 «ТелеСемь» 224,8 20,8 4 «Арена» 148,8 13,8 5 «Теленеделя» 101,6 9,4 6 «Аргументы и факты» 90,1 8,4 7 «Комсомольская правда» (w) 79,2 7,3 8 «Телепрограмма» 67,7 6,3 9 «Студия НН» 57,2 5,3 10 «777» 46,2 4,3 11 «Экспресс газета» 41,8 3,9 12 «День города» 36,8 3,4 13 «Лиза» 35,1 3,3 14 «Моя семья» 33,2 3,1 15 «Тайны звезд» 31,4 2,9 16 «МК-Регион» 29,7 2,8 17 «Автомир» 22,1 2 18 «Все для женщины» 21,2 2 19 «Тещин язык» 20,8 1,9 20 «Понедельник» 20 1,9 21 «Ленинская смена» 18,4 1,7 22 «Blizko Ремонт» 17,6 1,6 23 StarHit 16,4 1,5 24 «Новое дело» 16,3 1,5 25 «Банзай. Нижний Новгород» 15,9 1,5 26 «Отдохни!» 14,2 1,3 27 «Футбол» 11,9 1,1 28-29 «Зятек» 11,8 1,1 28-29 «Советский спорт. Футбол» 11,8 1,1 30 «Звезды и советы» 11,5 1,1 31 «Аргументы и факты. Здоровье» 10,8 1 32 «Проспект» 10,6 1
Издания, выходящие 1 раз в 2 недели
№ Название AIR, тыс. чел. AIR, % 1 «Сам себе лекарь» 39,2 3,6 2 «Лиза Кроссворды» 38,4 3,6 3 «Соляночка» 28,9 2,7 4 «За рулем» (газета) 25,7 2,4 5 «Главбух» 24,4 2,3 6 «Авторевю» 16,6 1,5 7 «Народный доктор» 16,4 1,5 8 «Выбирай. Нижний Новгород» 15,3 1,4 9 «1000 секретов» 14,2 1,3 10 «Садовод и огородник» 13,1 1,2 11 «Приключения, тайны, чудеса» 13 1,2 12 ComputerBild 12,6 1,2 13 «PROспорт» 10,8 1 14 «Огород» 10,6 1 15 «Купи авто» 10,5 1
Ежемесячные издания
№ Название AIR, тыс. чел. AIR, % 1 «За рулем» 136,8 12,7 2 Cosmopolitan 91,7 8,5 3 «Караван историй» 73,7 6,8 4 «Вокруг света» 71,4 6,6 5 Bellissimo 66,8 6,2 6 «Любимая дача» 58,8 5,5 7 «Люблю готовить!» 45,8 4,2 8 «Охота и рыбалка. XXI век» 42,8 4 9 Burda 41,9 3,9 10 «Моя прекрасная дача» 39,2 3,6 11 VIP Shopping 33,3 3,1 12 «Здоровье» 30,6 2,8 13 «Домашний доктор» 29,1 2,7 14 «Идеи вашего дома» 28,5 2,6 15 «Добрые советы» 28,3 2,6 16 TopGear 28,2 2,6 17 NationalGeographic Россия 27,9 2,6 18 Maxim 27,6 2,6 19 «Караван историй» 27,3 2,5 20 «Оракул» 26,7 2,5 21 «Рыбачьте с нами» 23,6 2,2 22 «Я покупаю. Нижний Новгород» 22,2 2,1 23 «Домашний очаг» 21,6 2 24 Glamour 20,8 1,9 25 «Популярная механика» 20,5 1,9 26-27 Discovery 19,4 1,8 26-27 Men'sHealth 19,4 1,8 28 «Мой прекрасный сад» 18,6 1,7 29 Geo 18,3 1,7 30-31 «Дом-2» 17,1 1,6 30-31 «Пятое колесо» 17,1 1,6 32-33 «Мама и малыш» 16,5 1,5 32-33 «НН. Собака.ru» 16,5 1,5 34 «Женские секреты» 16,2 1,5 35 «Золотые рецепты наших читателей» 14,6 1,4 36 «Гастрономъ» 14,5 1,3 37 «Лиза. Гороскоп» 14,4 1,3 38 «Дом в саду» 14,1 1,3 39 «Приятного аппетита» 13,6 1,3 40 «Красота & здоровье» 13,5 1,3 41 «Лиза. Мой ребенок» 13,1 1,2 42 «Интерьер + дизайн» 13 1,2 43 «Мой кроха и я» 12,7 1,2 44 «Стильные прически» 12,4 1,1 45 Psychologies 12 1,1 46 «Домашние цветы» 11,9 1,1 47 Forbes 11,8 1,1 48 «Просто. Вкусно» 11,1 1 49 Chip 10,9 1 50 «GALA. Биография» 10,6 1
Источник: АРПП
Татьяна Михайлова, главный редактор ИД НОАО «Печать» («МК в НН», «Советский спорт», «Спорт-Экспресс»), прокомментировала рейтинг прессы в Нижнем Новгороде по объему аудитории.
Евгений Муравьев, первый заместитель министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, прокомментировал рейтинг прессы в Нижнем Новгороде по объему аудитории.
Раиса Паршкова, Евгения Балакина